Для чего людям нужны страшные куклы

27 Октябрь
-

Фигурки людей и животных из травы, дерева, глины или шерсти человечество начало делать на заре своего существования. Кукла — отражение человеческого самосознания. Они близки языческим идолам и сегодня являются замаскированными участниками ритуалов, которые уже никто не называет ритуалами. Куклы всегда были сакральными элементами в жизни людей. Точно  так же происходит и сейчас, однако первоначальная функция кукол скрыта под новыми обличиями.

В истории кукольного дела всегда отводилось важное место эмоциям — в том числе и страху. Страх, как особенно сильное ощущение, эксплуатировали многие кукольные мастера. Образ страшной куклы прочно вошел в культурный код любого человека. Подобие человека запущенного злой волей — давний страх людей всех возрастов. В то же время,  куклы всегда были главной детской игрушкой. Мы разобрались в том, почему страшные куклы — это абсолютно нормально и понятие «страшное» сильно менялось за последнее время.

  • Считывание лиц

    Наш мозг устроен так, что способен распознавать лица и эмоции в автоматическом режиме. Похожую технологию сегодня использует Facebook. Именно благодаря этой опции мы можем определять лица как «веселые» или «страшные». На кукол это распространяется точно так же как и на людей. Понять выражение лица кукол бывает довольно сложно. За это отвечает так называемая парейдолия — разновидность зрительных иллюзий, которая заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчетливое и определенное — например, фигуры людей и животных в облаках, изображение лица человека на поверхности Марса. Именно благодаря этой странной схеме мы видим в лицах кукол то, чего нет на самом деле. Однако, часто бывает так, что куклы действительно пугают.

  • Проекция эмоций

    Куклы были частью человеческой жизни на протяжении тысяч лет. Их делали из разных материалов, однако неизменным оставалось одно — куклы представляли собой людей в миниатюре и мастера пытались вдохнуть в них те или иные эмоции. Таким образом, каждая кукла одухотворялась вполне человеческим мимическим качеством — будь то сонливость, радость или улыбка.

  • Культурные ценности

    Важную роль в эволюции кукол играли культурные ценности разных эпох. Кукла была элементом воспитания, что влекло за собой определенные культурные ценности, которые мастера в них закладывали. К примеру, английские куклы 19-го века были идеальными копиями девочек, для которых предназначались. Девочка должна была шить и вязать — для это кукла выступала в роли манекена, на котором юные швеи оттачивали свои навыки. Такие куклы, как правило, обладали пронзительными синими глазами с распахнутыми ресницами, перманентной улыбкой и роскошными кудрями. С их помощью разыгрывались самые разные социальные взаимодействия — от свадьбы до похорон.

  • Одушевление

    Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и идолов) еще в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали или чаще обозначали внешность людей или иных живых существ. Качества кукол часто просто домысливались — деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

  • Реализм

    Сложные и художественно-реалистичные куклы игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Их производством занимались профессиональные мастера, которые довольно легко закладывали в кукол те или иные эмоции. В итоге получались лица, действительно наделенные эмоциональной силой — той самой, которая сегодня нам кажется пугающей. В то же время появились различные виды кукол: говорящие, плачущие или ходящие. 

  • Куклы-актеры

    Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых. Как правило, именно такие куклы имеют наиболее выраженные эмоции, которые могут быть довольно пугающими.