Почему Сикстинская капелла стала кошмаром католической церкви

14 Март
-

Когда в шестнадцатом веке амбициозная работа Микеланджело была представлена общественности, разразился медиа-скандал, не уступающий по размаху современным. То, что сегодня вызывает восторг и преклонение, изначально провозгласили провокацией и непотребством.

  • Только для избранных

    Микеланджело писал свою работу не для широкой публики. В то время обычному народу вход в Сикстинскую капеллу был запрещен. Доступ имели только самые сливки папского двора. Во время презентации фрески в 1541 году аудитория насчитывала чуть более 500 священнослужителей. Реакция избранной публики варьировалась от экстаза до отвращения.  

  • Опасное время

    Творение Микеланджело было показано в разгар Реформации, когда протестантские лидеры критиковали Ватикан и называли его «вертепом». В окружении папы была группа строго настроенных клириков – театинцев, которые были весьма чувствительны к протестантской критике. С их точки зрения картина Микеланджело была настоящим PR-бедствием для католической церкви.

  • Противоположные мнения

    Противниками театинцев в этом споре выступили авангардно настроенные священнослужители, такие как кардинал Медичи. Они рассматривали фреску как вершину изобразительного искусства и результат божественного вдохновения. Так, в рамках папского окружения отстаивались две противоположные PR-стратегии: одни ратовали за строгость и скромность, другие отстаивали естественность и эстетическое совершенство. Печатный станок позволил увидеть шедевр большему числу людей, что вызвало настоящий шквал реакций во всей просвещенной Европе.    

  • Зачинщик скандала

    Один коварный критик может воспламенить целый континент. Человеком, который запустил цепную реакцию обсуждения «Страшного суда», был Пьетро Аретино. Он изящно писал, имел отличное чувство юмора и опубликовал несколько яростных статей-нападок на творение Микеланджело. Аретино возмущали обнаженные тела и гениталии мужчин и женщин на картине. Сам он, как выяснилось позже, был знаменитым автором порнографических романов.  

  • Все на одного

    Смелая критика Аретино развязала руки коллегам-художникам, которые тут же принялись критиковать Микеланджело с целью сделать себе имя на громком скандале. Процесс протекал с поразительной скоростью: стоило одному художнику отозваться о работе негативно, как товарищ подхватывал его нелицеприятные высказывания и развивал мысль. К осуждающему хору примкнули почти все художники того времени.

  • Безмолвный ответ

    Микеланджело на удивление спокойно перенес обрушившуюся волну критики и негодования. Не сохранилось никаких исторических свидетельств его реакции. Единственным ответом, который позволил себе мастер, было изображение одного из его злейших критиков, папского придворного Бьяджо да Чезена, в самом нижнем правом углу фрески. На голове да Чезена красуются ослиные уши, а вокруг талии обвивается змея, что означает, что он идет в ад за свою похоть.