Как политики используют искусство в своих целях

12 Май
-

Не предавайте особого значения словам политиков. Если вам хочется понять, что на самом деле у них на уме, обратите более пристальное внимание на картины за их спинами, которые «случайно» попадают в кадр во время саммитов, пресс-конференций, или когда их внезапно настигает журналистский вопрос во время шествия по длинному коридору. Эти картины наполнены большим смыслом и подбираются гораздо более тщательно, чем может показаться.

  • Все лучшее – людям

    Президент Франции Франсуа Олланд выбирает фоном для позирования два портрета в полный рост кисти Рембрандта. Картины находились в частной собственности последние 130 лет, и Лувр выкупает их совместно с художественным музеем Амстердама Рейксмюзеум. Олланд превращается в сторонника доступности культуры для всех и борца против накопительства артефактов богачами.

  • Гарант мира

    Канцлер Германии Ангела Меркель была запечатлена в январе 2016 года на фоне «Девочек в поле» – маленького изображения двух девочек в цветастых платьях. Работа написана в 1943 году восьмилетней Нелли Толл, обитательницей еврейского гетто в Польше, и экспонировалась в рамках крупной выставки, посвященной искусству Холокоста. Нетрудно расшифровать посыл такого снимка. В момент нарастания антисемитских настроений в Европе позирующая на фоне картины рядом с ее автором Меркель олицетворяет собой гарант дружбы и мира.

  • Кубинское полотно  

    И хотя каждый государственный лидер прекрасно осведомлен о мощном воздействии подобных символов на аудиторию и вовсю пользуется этим средством, кажется, президент США Барак Обама вывел его на новый уровень. Его недавний приезд на Кубу был первым посещением американским президентом этой страны за последние 88 лет. Но мировое внимание привлекло к себе отнюдь не намерение укрепить дипломатические отношения между двумя государствами, а полотно современного кубинского художника Мишеля Мирабаля. Картина под названием «Мой новый друг» представляет собой синтез американского и кубинского национальных флагов на нейтральном сером фоне.

  • Говори мягко и носи большую палку  

    Обама достиг мастерства в хореографии знаковых событий. В феврале 2016 года он подтвердил свое намерение (бывшее ключевым моментом его предвыборной компании 2008 года) закрыть тюрьму Гуантанамо. Более ранние попытки успехом не увенчались и вызвали сопротивление со стороны тех, кому подобный акт представляется гигантской росписью о бессилии в борьбе против исламистского терроризма. В таких противоречивых условиях президент США созывает пресс-конференцию и все же подтверждает свое намерение на фоне портрета Теодора Рузвельта. Последний знаменит своей настойчивостью и слоганом «Говори мягко и носи большую палку».

  • Скрытые ужасы войны

    В феврале 2003 года, когда США пытались убедить ООН в необходимости войны против Ирака, должностные лица прикрыли синим занавесом полотно, на фоне которого выступали чиновники Буша. Что сочли столь опасным зрелищем? Гобелен с антифашистской «Герникой» Пабло Пикассо. Картина передает ужасы воздушной бомбардировки 1937 года древнего баскского города. Такое изображение сторонники решительных мер сочли не совсем уместным при лоббировании войны.

  • Поле для творчества

    Роман политики с искусством вряд ли когда-нибудь прекратится. Если Хилари Клинтон отвоюет Белый дом обратно в семью, украсит ли она зал для пресс-конференций портретом мужа кисти Нельсона Шанкса? А если Дональд Трамп триумфирует в ноябре и воплотит в реальность свою мечту о постройке стены длиной в 1600 км между Мексикой и США, не станет ли она мечтой граффити-художников и самым большим чистым полотном на планете?