Нагота на сцене: история театрального раздевания

17 Май
-

Ничто так не поднимает спрос на билеты, как обещание голой плоти. К такой идее склонялась и миссис Лора Хендерсон, владелица захолустного театра в лондонском Уэст-Энде в 1930-е годы. Она исхитрилась убедить цензоров, что ее актеры будут оставаться неподвижными в течение всей пьесы, следовательно, мало чем будут отличаться от статуй, которым, как известно, обнаженными быть позволяется. Театр «Мельница» стал вскоре самым знаменитым и прибыльным театром Лондона, который не закрылся даже во время Второй мировой войны.

  • Театр-герой

    История скандальной славы и героической доблести театра рассказана в британском фильме «Миссис Хендерсон представляет» с Джуди Денч в главной роли. Артисты полностью обнажались перед зрителями, и во славу равенства полов это должны были делать и актеры-мужчины. В тяжелые времена страха, воздушной бомбардировки и затемненных окон такие шоу приравнивались к военному подвигу и дарили радость уставшим людям.  

  • Суровая цензура

    Идея фильма вызвала противоречивые отклики. Нужно понимать, что к виду обнаженного тела на сцене не все еще привыкли. В далекие времена подобные начинания показались бы сумасшествием. Совсем еще недавно, в 1968 году, театральный цензор лорд Чамберлен лично проверял репертуарные планы театров, чтобы убедиться, что в пьесах не будут демонстрироваться голые тела или подразумеваться разлагающие идеи.

  • Падение нравов

    Когда театральная цензура была наконец официально отменена, ее кончину отпраздновали с шиком: на следующий же день в Уэст-Энде состоялась шумная премьера мюзикла «Волосы». Манифест движения хиппи не мог не быть скандальным, и публика в равной мере была шокирована как показом обнаженных тел, так и сценами употребления наркотиков и смелыми высказываниями против войны во Вьетнаме.

  • Старомодная эротика

    Еще одним плевком в лицо цензуре было ревю «O, Калькутта!» на либретто английского музыкального критика Кеннета Тайнона. Шоу представляло собой серию эротических танцев в исполнении актеров, полностью обнажившихся в первой сцене. Чтобы придать работе авангардный дух, к ней подключили Сэмюэля Беккета, Сэма Шепарда и Джона Леннона. Но даже в то время шоу сочли скорее старомодным, чем сексуально раскрепощающим.

  • Голый король

    Актеры вовсю пользуются тем шокирующим свойством, которое оказывает нагота на публику. Король Лир является канонической ролью, сыгранной сотней великих актеров разных эпох. Но и в нее актеры пытаются привнести что-то новое, что якобы можно выразить лишь раздеванием. Тенденцию заложил Ян Хольм, обнажившийся в этой роли на сцене Национального театра в 1997 году. Постановка широко обсуждалась, критические отзывы варьировали от саркастических «Купи себе член!» до тщательного анализа шекспировской драматургии.

  • Волшебник и его палочка

    Широко распространено мнение, что готовность обнажиться перед публикой является показателем приверженности профессии. Похвальные отклики от критиков и публики посыпались на голову Дэниела Рэдклиффа, когда тот решился предстать голым в драме Питера Шеффера в свои семнадцать. И хотя в сеть просочились сделанные телефонной камерой снимки «Гарри Поттера и его палочки», актер, кажется, не сожалеет о полученном опыте. Ничто так хорошо не разбивает репутацию звездного ребенка и не убеждает в серьезности актерского посвящения.

  • Театральная виагра

    Несущий в себе сильный сексуальный заряд спектакль также оказался судьбоносным для Николь Кидман. Она дебютировала в 1998 году в пьесе «Голубая комната» Давида Хеза. В одной из сцен молодая звезда Голливуда должна была одеваться на виду у пускающей слюни публики, показывая лишь голую спину. Билеты на шоу исчезли из всех театральных касс со скоростью света, цена у перекупщиков доходила до 1000 £. Критик «The Telegraph» Чарльз Спенсер в своем часто цитируемом обзоре назвал это выступление «чистой театральной виагрой».

  • Политика тела

    Нагота все еще оказывает мощное воздействие и может быть использована для исследования взаимосвязи человеческого тела и политики, идентификации и феминизма. В 1980 году легендарная артистка Карен Финли прославилась знаменитой серией выступлений в обнаженном виде. Ее монологи затрагивали такие непопулярные темы, как изнасилования, инцест и венерические заболевания. Такое поведение сочли слишком вызывающим даже в прогрессивные 90-е: Национальный фонд искусства отказался от финансирования проектов Финли по причине их непристойности.