Запрещенные двигатели СССР: их сочли слишком эффективными

16 Май
-

Одной из разработок, которые создали в 20 веке советские инженеры, был прототип нового двигателя, отличавшегося выдающейся эффективностью по сравнению с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Рабочая группа довела проект до опятного образца и даже создала экспериментальный автомобиль на базе нового мотора. Но когда дело дошло до почти до финала, то партия на нем поставила крест. Причину назвали позже – слишком эффективно.

Руководителем рабочей группы был инженер Нурбей Гулиа, выдающийся конструктор и автор множества научных публикаций. Принцип разработанного Гулиа двигателя заключался в том, что мотор включал в себя маховик, накапливающий кинетическую энергию. По сути дела он выполнял роль батарейки современных гибридных автомобилей, собирая избыток энергии и отдавая тогда, когда она нужна. Например, при разгоне автомобиля.



Уже в ту пору Гулиа размышлял о материалах, которые потребуются для создания действительно эффективного маховика. По его замыслу, наилучшим кандидатом были карбоновые волонка, которые обеспечивали легкость и прочность. По оценке изобретателя, эффективность отдачи энергии составляля бы более 90 процентов, а эгергетический потенциал катушки составлял до одног мегаватт часа на килограм. По словам изобретателя, подобных характеристик достаточно, чтобы практически не заправлять автомобили топливом.

 

В прототипе, конечно, о фантастической эффективности и работе без заправки речи не шло. Но даже тестовый образец показал вдвое большую экономичность, чем средний легковой автомобиль того времени. 

После закрытия проекта технические данные изъяли. Вполне возможно они и сегодня пылятся к одном из архивов.