Вертолет-гигант Ми-12: амбициозная машина, так и не взлетевшая к небу

27 Октябрь
-

В 1971 году на международном авиасалоне советские инженеры представили машину, которая произвела настоящий фурор. Гигантский вертолет Ми-12 был способен принять на борт несколько танков, он сам весил 105 тонн — никогда еще в мире не было и уже не будет вертолетов аналогичных размеров. Амбициозная машина стала триумфом СССР, но так и не увидела неба в боевых полетах. 

Как и многие советские проекты середины прошлого века Ми-12 (по другой кодификации В-12, или Homer по классификации НАТО) был адресован военным нуждам. Обострение холодной войны между СССР и США привело к масштабному наращиванию ракетных комплексов. Советский Союз сосредоточился на мобильном варианте баллистических ракет, способных передислоцироваться в кратчайшие сроки. 



При этом разворачивать комплексы предполагалось в труднодоступных местах, что делало обнаружение баз вероятным противником почти невозможным. Но как доставить в густые леса или тундру тяжелую технику с завода? Требовалась принципиально новая винтокрылая машина: в конструкторском бюро Миля началась разработка Ми-12. 

Руководил проектом сам Михаил Миль. Он решил отойти от принятой повсеместно компоновки винтов друг за другом и вынес систему на поперечную схему. Опытный образец вертолета получился титаническим — винты с диаметром по 35 метров, фюзеляж длиной в 37 метров и вес в 105 тонн. 

Ми-12 был способен поднять в небо тонны полезного груза, специальные наружные крепления позволяли перевозить ему даже грузовые вертолеты, в том числе и самые тяжелые в то время СН53 Сикорского и боинговский Чинук. 

Успех был очевиден, но к тому времени, как конструкторам удалось доработать все до серийной модели, сама необходимость в настолько мощной технике отпала — появились легкие тактические комплексы на собственных мобильных установках. Их больше не нужно было никуда перевозить, они и сами были способны менять дислокацию. 

Разработку приказали прекратить. Опытный образец самого тяжелого в мире вертолета передали в музей ВВС в Монино, гигант стоит там сегодня и по сей день.