Как зарабатывали проводницы поездов в 90-е

10 Февраль
-

Устроится работать проводницей в начале 90-х было непросто, хотя сама работа официально не считалась высокооплачиваемой. Предприимчивые девушки находили способы заработать дополнительные деньги другими путями: в ход шел чай с содой и так называемая «китайка». 

На хитрых схемах, которые проворачивались прямо под носом у надзорных органов и пассажирами опытные проводницы за несколько лет умудрялись заработать на квартиру в столице. Наиболее прибыльными считались дальние рейсы из Москвы на Север, еще больше котировались путешествия из столицы на Юг — люди ехали отдыхать с деньгами. 



Проводницы брали безбилетников, принимали для передачи посылки, хотя и то и другое было строго запрещено. Свою долю имели и машинисты тепловозов — эти бесхитростно сливали солярку на продажу. Естественно, ревизоры все понимали и каждый поезд после прибытия в пункт назначения скидывался начальнику. 

По воспоминаниям одной из проводниц, самым доходным и одновременно самым грязным бизнесом был так называемый «китай», или «китайка». Суть метода проста: грязное белье не стирали в прачечных, а пускали в оборот второй раз. Белье сортировали, опрыскивали водой с лимоном (некоторые покупали специальные освежители в Риге) и снова продавали его пассажирам. Такое белье не нужно было отмечать в журнале, весь доход шел напрямую проводницам. 

Как мы говорили в то время, заработаем или на «зайчике», или на «китайчике», — вспоминает одна из бывших проводниц. 

Большим успехом, особенно на дальних рейсах пользовался поездной чай, казалось бы черный от заварки и от того вкусный. Никакого излишка заварки на самом деле в него не клали, а добавляли обычную соду: она делает воду мягче, заварка легче отдает краситель. 

Уже ближе к концу 90-х надзор стал строже. Соотвественно, снизились и заработки проводниц, которые больше не могли использовать привычные приемы.