На дно Байкала погрузили детектор, чтобы засечь невидимые частицы из космоса
Новый телескоп под поверхностью самого глубокого озера в мире начал охоту за самыми неуловимыми частицами Вселенной. Эти крошечные частицы, нейтрино, почти не имеют массы и электрического заряда, но Baikal-GVD умеет их засекать: невидимые частицы из космоса дадут ученым возможность понять, как была образована вся Вселенная.
Большинство нейтрино, которые существуют сегодня, образовались во время Большого взрыва, поэтому их изучение может дать представление о том, почему наша Вселенная выглядит именно так, а не иначе. Кроме того, нейтрино могут помочь понять и устройство темной материи — ученые до сих пор имеют очень слабое представление о веществе, из которого состоит 70% Вселенной.
Озеро Байкал представляет для этого идеальную среду для наблюдения нейтрино, потому что эти частицы излучают видимый свет при прохождении через прозрачную воду. Глубина озера также может защитить детектор от излучения и помех.
Нейтрино это самые распространенные частицы во Вселенной. Около 10 триллионов из них проходят через ваше тело каждую секунду, но бнаружить их чрезвычайно трудно. Нейтрино проходят сквозь материю без взаимодействия с другими частицами.
Отсюда и прозвище «призрачные частицы»: на нейтрино не действуют магнитные поля, а их нейтральный заряд означает, что они ни с чем не взаимодействуют. Они также движутся со скоростью света. Но когда нейтрино быстро проходят через воду, они излучают энергию, известную как черенковское излучение, его и засекает GVD.
GVD напоминает гигантского осьминога: у него восемь кластеров по восемь струн в каждом, и каждая струна приправлена как минимум дюжиной светоочувствительных модулей.
Эти рукава колеблются под водой, ожидая столкновения нейтрино с ними. Каждый стеклянный модуль выглядит как прозрачный глобус и сейчас у GVD 288 таких модулей.
GVD не единственный детектор такого рода, аналогичные устройства функционирую в Европе и США. Новый телескоп позволит ученым настроить так называемую «мировую нейтринную сеть», чтобы фиксировать все проходящие через Землю источники нейтринного изучения.