Поляницы: кем были прообразы мифических женщин-богатырей из русских былин
Поляницы, женщины-богатыри из былин, ничуть не уступали силой знаменитым Илье Муромцу или Добрыне Никитичу, а в брак вступали только с теми, кто сможет победить их в честном бою. Подобно богатырям-мужчинам, у поляниц тоже были свои прообразы: историки уверены, что женщины-воины существовали на самом деле.
Женщины-воительницы из былин в боевых навыках превосходят обычных мужчин. С детства их занятие — полякование: они живут в чистом поле и вызывают на поединки богатырей. Русский эпос часто отождествляет поляниц с мужчинами, та же Василиса Микулишна выступает в «Женитьбе Добрыни» как Ставр Годинович.
«Ай удала поляничища великая,
Конь под нёю как сильня гора,
Поляница на кони будто сенна копна,
У нёй шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личика румянаго
И сзаду не видеть шеи белоей», — так звучит описание поляницы из эпоса «Илья Муромец и дочь его»
Историк Дмитрий Балашов предполагает, что поляницы больше всего похожи на степных сарматских воительниц. Былины, по его мнению, показывают сцены победы славянских народов над сарматами.
«Известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц», — пишет Балашов в своей монографии.
Еще один специалист по Древней Руси, Борис Рыбаков, предполагает в поляницах женщин-воительниц уже из тюркского эпоса.
«Полагаю, что "богатырши-паляницы“ попали в славянский фольклор в результате контакта с тюркскими народами. Тюркские воительницы, в частности, есть в татарском войске в былине "Илья-Муромец и Калин-царь», — аргументирует Балашов.
Теория о сарматском или тюркском происхождении поляниц пока выглядит наиболее логичной. Однако, историки все еще ведут споры по поводу женщин-воительниц Древней Руси.