Картина «Бурлаки на Волге» считалась символом угнетения. Историки выяснили заработки и почему у них была рваная одежда
Знаменитая картина Репина «Бурлаки на Волге» долгое время считалась символом угнетения крестьянского сословия. Историки подробно изучили вопрос и неожиданно выяснили реальные размеры заработков бурлаков, нашла объяснение и рваная одежда изображенных художником крестьян.
Бурлаки работали не так, как изобразил это великий художник. Протащить груженую баржу с берега Волги не могла бы ни одна артель — правый берег реки высокий, крутой, обрывистый. Левый песчаный, где ноги увязают по колено. Добавить сюда течение и картина Репина становится уже максимально нереалистичной.
На корме идущих по Волге торговых судов устанавливался барабан с канатом и якорями на конце. Бурлаки в нужных местах брали канаты в лодку, отплывали вверх по течению, крепили якоря. Оставшаяся на палубе часть артели тянула за канат, подтягивая его к якорям. То есть, корабль люди тянули по воде.
Труд, конечно, непростой. Но сравнить его с изображенным на полотне все же нельзя. Репин писал своих бурлаков с артели, которая вытягивала попавший на мель корабль — вот в таких случаях артели действительно приходилось впрягаться в лямки и тянуть судно с земли. Художник душой не кривил: на картине виден перевернутый флаг судна, что означает либо поломку, либо мель.
Отсюда и разорванная, грязная одежда бурлаков. Ее надели перед выходом на заболоченный берег, перед тяжелой работой. Ведь и сегодня рабочие переодевают спецовки на том же заводе, так делали и бурлаки.
Уж новую одежду член артели мог позволить себе с легкостью. Месячная зарплата бурлака доходила до 90 рублей, глава артели получал 120. Представители среднего класса России XIX века, учителя гимназии и земские врачи зарабатывали примерно 80 рублей. Выходит, что бурлаков хотя бы в денежном плане также можно отнести к среднему классу.
По данным некоторых историков, за сезон бурлак зарабатывал в переводе на наши реалии до полутора миллиона рублей. Этих денег члену артели хватало на весь год.
На картине Репина, вопреки распространенному мнению, изображены не отчаявшиеся от непосильной работы бедняки. Перед зрителем обеспеченные рабочие среднего класса, переодевшие «спецовки» перед грязной задачей.
К слову, современники картину Репина критиковали. Ее посчитали не слишком реалистичной, ведь в те годы на Волге уже чаще использовались паровые суда.