Трофеи с секретных подземных заводов Германии. Смотрим ранее закрытые архивы СССР
Сразу после Великой Отечественной войны советские спецслужбы начали настоящую охоту за разработками немецких инженеров. Большую часть проектных заводов Германия строила на северо-востоке, куда с теми же целями двинулись Великобритания и США. Долгое время трофеи с секретных заводов Германии оставались закрытой информацией, но сейчас в открытом доступе появилась хотя бы часть ранее секретных архивов СССР.
Западные страны успели на «дележ наследства» первыми. Больше всего здесь повезло американцам, которые обнаружили ракетные центры и вывезли из него все оборудование, все чертежи Фау-2 и других ракет. Что еще важнее, Пентагон забрал Вернера фон Брауна, который позже стал родоначальником всей американской космической программы.
Только после этого контроль над заводскими территориями попал в руки СССР. Разведка нашла разрозненные агрегаты от той же Фау-2, некоторое количество технической документации. Больше всего Советский Союз интересовали ракетные двигатели — немецкие разработки могли бы дать серьезный толчок развитию промышленности целой страны.
В августе 1946 года разведка СССР переключилась уже на поиски оставшихся специалистов, работавших на секретных заводах Германии. Это решение оказалось правильным: в результате ряда операции более 2000 специалистов переправили в Советский Союз.
В рассекреченных архивах также имеется информация и о добытой технике. СССР вывез немецкие реактивные двигатели Jumo 004 и BMW 003. После доработки советские инженеры маркировали их уже как РД-10 и РД-20.
Оба двигателя ставились на первые советские реактивные истребители МиГ-9. Не меньшей удачей оказался и паротурбинный авиационный двигатель Гельмута Вальтера — его использовали в качестве силовой установки для торпед.
Естественно, без собственной великолепной научной школы Советский Союз никак не мог бы использовать этит трофеи. Но такая школа у страны была и в результате СССР вышел на новый уровень технического развития.