Трофеи с секретных подземных заводов Германии. Смотрим ранее закрытые архивы СССР

27 Август
-

Сразу после Великой Отечественной войны советские спецслужбы начали настоящую охоту за разработками немецких инженеров. Большую часть проектных заводов Германия строила на северо-востоке, куда с теми же целями двинулись Великобритания и США. Долгое время трофеи с секретных заводов Германии оставались закрытой информацией, но сейчас в открытом доступе появилась хотя бы часть ранее секретных архивов СССР. 

Западные страны успели на «дележ наследства» первыми. Больше всего здесь повезло американцам, которые обнаружили ракетные центры и вывезли из него все оборудование, все чертежи Фау-2 и других ракет. Что еще важнее, Пентагон забрал Вернера фон Брауна, который позже стал родоначальником всей американской космической программы. 



Только после этого контроль над заводскими территориями попал в руки СССР. Разведка нашла разрозненные агрегаты от той же Фау-2, некоторое количество технической документации. Больше всего Советский Союз интересовали ракетные двигатели — немецкие разработки могли бы дать серьезный толчок развитию промышленности целой страны. 

В августе 1946 года разведка СССР переключилась уже на поиски оставшихся специалистов, работавших на секретных заводах Германии. Это решение оказалось правильным: в результате ряда операции более 2000 специалистов переправили в Советский Союз. 

В рассекреченных архивах также имеется информация и о добытой технике. СССР вывез немецкие реактивные двигатели Jumo 004 и BMW 003. После доработки советские инженеры маркировали их уже как РД-10 и РД-20.

Оба двигателя ставились на первые советские реактивные истребители МиГ-9. Не меньшей удачей оказался и паротурбинный авиационный двигатель Гельмута Вальтера — его использовали в качестве силовой установки для торпед. 

Естественно, без собственной великолепной научной школы Советский Союз никак не мог бы использовать этит трофеи. Но такая школа у страны была и в результате СССР вышел на новый уровень технического развития.