Как ненцы-кочевники выбирают невест. Порядки Севера еще строже, чем на Кавказе

17 Ноябрь
-

Женщины крайнего Севера веками жили по жестким традициям своего племени. Местные порядки подчас бывают еще строже, чем на Кавказе. В период взросления на девушку накладывается ряд строгих ограничений: группа журналистов отправилась в тундру и сняла на видео, как в этих непростых условиях ненцы-кочевники выбирают себе красивых и покладистых невест. 

Пока Илон Маск собирается отправлять человека на Марс и цивилизованный мир давно привык к роботам и автопилотам, ненцы на Ямале продолжают заниматься оленеводством. Так же, как поступали их далекие предки даже не сотни, а тысячи лет назад. 

Мужчина-кочевник берет на себя полную ответственность за стадо и материальное благополучие. На женщине ноша не меньше — ей приходится практически круглые сутки заниматься организацией быта. Жену ненцы выбирают на традиционном северном празднике: у Дня оленевода нет точной даты, он проводится только весной. 



Парни не рискуют сами подходить к понравившейся девушке. Он рассказывает о ней родителям и уже они едут свататься к родителям северянки. Здесь же проходит договор о калыме, без выкупа невесту не отдадут. Речь не идет о каких-то формальных подарках, за девушку отдают по несколько десятков оленей. 

Нареченную могут и не спросить ее мнения. Семья в первую очередь смотрит на достаток жениха. Считается, что богатый мужчина способен разжечь любовь и благодарность в любой женщине. И конечно, никто не даст мужчине общаться с будущей женой наедине — в этом плане на Севере блюдут традиции строже, чем на Кавказе.

Свадьбу никогда не играют поздней осенью и зимой, ждут весны. На утро после торжества девушка просыпается уже в новом статусе: молодая жена в первую очередь разжигает очаг, притом первый год новая семья обычно живет с родителями жениха и девушке приходится стараться угодить свекрови. 

Традиций и свадебных обрядов у ненцев множество. Журналисты сняли об этом познавательный ролик из тундры: 

С годами ситуация на севере мало меняется. Похоже, и через сто лет кочевники будут следовать своим традициям.