Photoshop XVII века: голландские художники умели исправлять изображения еще 350 лет назад
Современные фотографы не задумываясь используют фоторедакторы, но придумали Photoshop еще в XVII веке. Эту технику в совершенстве освоили голландские мастера, которые и 350 лет назад умели исправлять практически любое изображение в интересах заказчика.
Живопись в те времена была очень прибыльным бизнесом. Достигнувшие успеха мастера обычно организовывали школы и отдавали ученикам большую часть работы. Теперь они лишь завершали картину фирменными штрихами. Эта новая практика позволила художникам выйти на продажи картин и представителям среднего класса: в художественных мастерских появились настоящие шаблоны на фоне, куда оставалось только вписать лицо заказчика.
Одним из таких «фабрикантов» был знаменитый голландский мастер Якоб Виллемс Делфт. Его мастерская выпускала картины сразу трех типов: копии известных полотен, вариации на тему популярных сюжетов и самые дорогие полотна, которые Делфт писал сам.
Люди побогаче платили отдельно, чтобы их портретом занимался исключительно мастер. Художник приходил к заказчику, обсуждал антураж и требования, затем приступал к работе. И убирал все непривлекательные детали во внешности заказчика, пусть и в укор реальности.
То есть, художники воплощали современный Photoshop кистью и фантазией. Стремление угодить заказчику легко понять, ведь одна удачно проданная картина могла привести к мастеру еще нескольких клиентов. Живописцы той поры были настоящими предпринимателями.
Посмотрите на серию портретов молодых женщин кисти Питера ван дер Феса, Виндзорские красавицы. Женщины разные, но все похожи на королевскую подругу Барбару Виллерс.
Слева Корнелис Баккер, справа Ян Бодуэн Куртенэ. Авттор, Каспар Нетшер просто дорисовал лицо заказчика на шаблонах.
К примеру, голландец Ян ван Мирвелт предлагал заказчикам несколько стандартов картин: голова, бюст, половина фигуры, портрет до колен и портрет в полный рост. У каждого варианта был свой прейскурант.
Коммерческая жилка помогала голландским мастерам создавать и оставшиеся на века предметы искусства. Деньги просто позволяли художникам сосредоточиться на главном — творчестве.