До 50х годов 20 века иллюминаторы на самолетах были квадратными, а потом их резко заменили на круглые. История изменений
До 50х годов прошлого века пассажиры смотрели из авиалайнеров через большие квадратные окна, отчасти напоминающие обычные. Сегодня ни один пассажирский самолет не поднимется в небо с квадратными окнами, все иллюминаторы закругленные. К такому решению конструкторы пришли только после печально-известной «Кометы».
Первый в мире коммерческий авиалайнер, Де Хэвилленд DH.106 «Комета», конструктивно напоминал менее мощные самолеты-предшественники. Машина отличалась аэродинамически чистой конструкцией с четырьмя турбореактивными двигателями, герметичной кабиной и теми самыми большими квадратными окнами — чтобы пассажиры имели лучший комфорт.
«Комета» дебютировала в 1952 году и была признана коммерчески успешным проектом. Самолеты пустили в эксплуатацию, но за следующие 12 месяц последовательно были потеряны три этих авиалайнера. Расследование установило, что одной из причин было перенапряжение корпуса во время полета в сложных условиях, второй — усталость металла. Недостатки конструкции и дизайна привели к опасной концентрации напряжения вокруг квадратных окон.
Как видно на фото выше, в некоторых случаях давление просто рвало каркас лайнера.
Лишь после череды происшествий конструкторы поняли, что в постоянно подвергающейся напряжению конструкции прямоугольник яляется самыи слабым элементом фюзеляжа. Он имеет четыре точки по углам, в которых корпус в процессе эксплуатации становится хрупким и уязвимым.
История разработки круглых иллюминаторов:
После «Кометы» все последующие самолеты выпускали уже исключительно со скругленными окнами. Они обеспечивают равномерное распределение напряжения по фюзеляжу.