Чернобыльский КрАЗ со свинцовой кабиной: смотрим единственную машину, которая могла работать у станции

19 Январь
-

Техногенная ситуация в Чернобыле требовала колоссальных ресурсов по ликвидации. В первую очередь необходимы были машины, способные работать в непосредственной близости от станции. В полной мере справились только конструкторы КрАЗ, создавшие единственный грузовик такого рода: ликвидаторы-исполины на мощных колесах получили бронированную и экранированную свинцом кабину. 

Запрос на грузовики пришел на завод всего через 2 месяца после событий Чернобыля. Делать тяжелый ликвидатор на новой платформе времени не оставалось, поэтому конструкторы взяли за основу мощный трехосный КрАЗ-256Б. Проблема была в защите водителя, уровень радиации у станции конечно зашкаливал. 



Торопясь решить задачу конструкторы попытались встроить защитную капсулу прямо в стандартную кабину. Места для главного элемента, фильтр-установки ФВУА-100Н, в этом случае не оставалось. Кабину водителя пришлось придумывать и реализовывать заново. 

Защитную капсулу водителя сварили из особых слоеных панелей, где наружные слои составляли стальные листы толщиной в 3 миллиметра, а внутреннее пространство заливалось свинцом. Общая толщина панели пола составляла 30 миллиметров, боковые стены — 25 миллиметров, крыша 12. С таким усилением машина могла бы уже выдержать попадание малокалиберного снаряда, если бы кому-то пришло в голову проверить. 

На первой партии машин боковых окон не было воообще. Лобовым стеклом поставили специальное закаленное и противорадиационное стекло в 75 миллиметров толщиной. Дверь оставили одну, с пассажирской стороны. 

Свинцовая капсула получилась чрезмерно тяжелой, весила она три тонны. Что самое неприятное, вес распределялся неравномерно на ходовую часть грузовика. Конструкторы усилили левый лонжерон рамы, левую переднюю рессору и встроили специальный надрамник. 

Ниже на фото — первый вариант замаскированной под нормальную кабину свинцовой капсулы. Этого изначально от завода требовали советские функционеры, все еще пытавшиеся занизить нанесенный Чернобылем ущерб. 

10 июля 1986 года первые машины двинулись на ликвидацию Чернобыля. Защита КрАЗ сработала на все 100%:

После завершения работ спецгрузовики, как и другую технику, отогнали на полигон. Здесь они будут стоять еще долгие годы, сохраняя высокий радиационный фон.