В 1944 году англичане решили построить авианосец из опилок и замороженной воды. В итоге вышло дороже стали
78 лет назад британские военные решили построить один из самых странных авианосцев за всю историю человечества. Уникальный корабль на 86% состоял из воды и на 14% из обычных опилок: Хабаккук должен был обойтись казне дешево, но в итоге вода и опилки вышли дороже стали.
Проект разработал довольно эксцентричный британский ученый Джеффри Пайк. Он занимался вопросом защиты союзных конвоев от свирепствовавших в Атлантике немецких субмарин. Идеальным выбором в данной ситуации был бы мощный авианосец, однако в середине 40-х годов алюминия и стали на него уже не хватало. Пайк предложил заменить металл льдом: по его расчетам, проект потребовал бы в 100 раз меньше затрат.
Изначально ученый предлагал просто выровнять взлетно-посадочную полосу прямо на айсберге. Внутри сформировать ангары для самолетов, а двигать его вмороженными у подножия катерами. Очевидно абсурдную идею неожиданно поддержал сам Уинстон Черчилль — поговаривают, что премьер пришел в восторг от идеи колоссальной экономии денег.
В 1942 году британцы все же попробовали провести ряд экспериментов с айсбергами. Выяснилось, что ледяные глыбы слишком склонны к опрокидыванию, а выступающая над водой поверхность слишком мала для формирования взлетной полосы. Проект было забросили, однако здесь на сцену вышел пайкерит.
Этот уникальный материал разработала правительственная группа. Пайкерит представлял собой смесь опилок и замороженной воды в пропорции 14% к 86% соотвественно. Материал можно отливать в формы как металл, а под водой в условиях Арктики его корпус дополнительно укреплялся бы наросшей ледяной коркой.
К реализации прототипа проекта присоединились канадцы. Модель начали строить на озере Патриция. При этом местные власти также восприняли идею ледяного авианосца как перспективную и выделили необходимые материалы: 300 тысяч тонн опилок, 25 тысяч тонн древесно-волокнистой изоляции, 35 тысяч тонн древесины и 10 тысяч тонн стали. Стоимость реализации составила 700 000 фунтов стерлингов.
Однако, затем на сцену вышли военные, у которых были вполне определенные требования к авианосцу. Хабаккук должен был иметь длину в 610 метров, ширину в 92 метра. На борту предполагалось разместить разом 200 истребителей.
Адмиралтейство также потребовало, чтобы корпус авианосца выдерживал попадание торпеды — то есть быть как минимум 12 метров толщиной. С новыми параметрами один корабль стоил бы казне почти 3 миллиона фунтов. С таким же успехом можно было построить авианосец из стали. Ниже — размеры предполагаемого Хабаккука по сравнению с современными авианосцами:
Прототип Хабаккука все же реализовали в 1944 году и после испытаний комиссия пришла к выводу о его полной нецелесообразности. Работу над проектом окончательно свернули, ну а пайкерит иногда используется до сих пор.
Построенный на озере макет авианосца из воды и опилок таял три лета подряд. Его останки так и плавают посреди Патриции.