Историки гадают, откуда на стене Георгиевского собора 13 века фреска слона: в России о них впервые узнали лишь в 16 веке
В отдаленном городке средней полосы нашей страны стоит собор уже долгие годы интересующий историков. Дело в том, что сам Георгиевский собор был построен в 13 веке, однако на его стене есть фреска с изображением слона. Между тем, дата появления первых слонов в России хорошо известна — впервые о них узнали лишь в 16 веке.
Юрьев-Польский заложил как крепость еще Юрий Долгорукий в 1152 году. Город располагался в удобном месте неподалеку от торговых путей, что и обеспечило его развитие. Постепенно появлялись каменные дома, а в 1234 году построили тот самый Георгиевский храм — последний перед татаро-монгольским нашествием.
Стены храма украшены десятками искусно вырезанных барельефов. Лица святых, изображения зверей, растительные орнаменты и совершенно неожиданно — слон, которых на Руси отродясь не водилось. Древний зодчий сумел передать внешний облик животного достаточно точно, хобот и бивни легко узнаваемы.
При этом первый слон появился на Руси только в XVI веке, что отражено в летописях. Его прислал Ивану Грозному в подарок один из восточных князей. Откуда мог живший за три века до того мастер узнать, как выглядит слон?
Историки спорят об этом до сих пор, но наиболее правдоподобной версией выглядит теория о древних рукописях. Благодаря колоритной внешности Элефант встречается в «Венском Генезисе» — созданной в Сирии в VI веке иллюминированной рукописи. Рисунок слона с когтистыми лапами есть и в «Типографике» VI века, вот она и была известна на Руси еще в домонгольские времена.
Логично будет предположить, что древнерусский мастер делал барельеф для храма на основе собирательного образа, найденного им в разных рукописях.
Что побудило древнего зодчего поместить слона в храмовый барельеф — предмет спора историков. Возможно, при реконструкции была нарушена последовательность фресок и первоначального замысла мастера мы уже не узнаем.