Ка-22: советский аппарат, который американцы придумали лишь 20 лет спустя
Летом 1959 года на аэродром подмосковной испытательной станции привезли необычный летательный аппарат. Ка-22 не был ни самолетом, ни вертолетом — до практически аналогичной конструкции американские техники додумались более 20 лет спустя.
Ка-22 создавали в пике холодной войны. Советам требовалась мощная машина для переброски тактических баллистических ракет сразу с установками в труднодоступные места. Соответственно, аппарат должен был уметь осуществлять вертикальную посадку на сверхмалой скорости.
Разработку отдали специалистам конструкторского бюро Николая Камова. По техзаданию летательный аппарат должен был способен перевозить грузы до 5 тонн на расстояние до 1500 километров и это при максимальной скорости в 400 километров в час.
Ка-22 получился огромным. Длина более 26 метров, размах крыла 23 метра и диаметр несущих винтов 22,5 метра. Эти несущие винты поднимали машину в воздух и обеспечивали полет на малой скорости и вертикальную посадку. Летел же Ка-22 как обычный самолет.
Отчасти конструкция получилась удачной. Уже осенью 1961 года Ка-22 поднял груз весом почти 17 тонн, что являлось абсолютным мировым рекордом для машин того времени. Тем не менее, в серию винтокрыл не пустили: Ка-22 оказался крайне сложен в управлении, поскольку летчикам приходилось ориентироваться одновременно на самолетные и вертолетные элементы управления. На испытаниях также возникали технические сложности.
В итоге от проекта отказались в пользу более привычного вертолета, разработанного в бюро Миля — Ми-6. Американцы же только начали работу над очень похожей конструкцией, Bell V-22 Osprey, в 1989 году. Правда, этот конвертоплан довели до серии и он до сих пор стоит на вооружении Пентагона.
История создания Ка-22:
Советские инженеры подчас проявляли поразительную остроту ума. Многие разработки тех лет отчасти используются и в современной промышленности.