В 1960 году баржа с Курил отвязалась от причала и ушла в море. Через 49 дней ее случайно нашли за 1700 километров
16 января 1960 года четверо солдат заснули на хозяйственной барже у берега Курил. Проснулись они уже посреди океана: предназначенное для каботажного плавания суденышко 49 дней болталось по воле волн, преодолев в дрейфе полторы тысячи морских миль. Еды на борту почти не было с самого начала, путешествие самоходной баржи Т-36 со временем вошло в историю.
Самоходная баржа Т-36 использовалась исключительно для хозяйственных целей пограничниками на Курилах. Швартовали баржу вплотную к причалу в заливе острова Итуруп. В небольшом кубрике стояли четыре койки, была печка, переносная радиостанция — для каботажного судна большего и не надо.
Экипаж состоял из четверых военнослужащих. Старшина, 21-летний Асхат Зиганшин, два моториста, 20-летние Анатолий Крючковский и Филипп Поплавский, срочник Иван Федотов. Все четверо постоянно жили на барже, так было удобнее.
Это и подвело экипаж. После полуночи 17 января в залив пришел сильнейший шторм. Баржу унесло в открытый океан, где она потеряла ход. Здесь расстраиваться и сетовать на судьбу уже смысла не было, солдатам приходилось надеятся только на себя. Опытный Зиганшин из инструктажа помнил, что до 15 февраля весь район океана будет оцеплен из-за испытаний, искать баржу уже никто бы не отправился.
На момент старта дрейфа в барже из припасов находились два ведра картофеля, полтора кило сала, полторы банки свиной тушенки, буханка хлеба, кило пшена с горохом, пачка чая и кофе. Картину дополняли ровно 50 спичек и половина чайника воды — бак с питьевой водой опрокинулся в шторм. Экипаж перешел в режим жесткой экономии: в день каждому полагалось по картофелине и по ложке крупы. Воду собирали дождевую.
Все мясное закончилось через 15 дней. Из картофеля каждый день варили подобие супа: уже одна картофелина и ложка растопленного сала на четверых. Топить печку приходилось кранцами, на 37 день еда закончилась совсем.
«Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде», — вспоминал дни дрейфа Зиганшин.
Дрейф баржи продолжался 49 дней. Зиганшин вел бортжурнал до последнего, но к утру 7 марта сил уже не оставалось. Почти сдавшиеся солдаты сгрудились на носу мачты и внезапно кто-то заметил самолет.
Это был патруль американского авианосца «Кирсардж». Судно подошло к барже вплотную и на борт поднялся один Зиганшин: как и положено доблестному воину СССР, он намеревался попросить только пополнить запас горючего и еды, а затем указать на карте направление. Зиганшин собирался вернуться домой своим ходом. Однако, в конечном итоге экипажу баржи пришлось согласиться остаться на авианосце, а затем лететь домой на самолете.
История дрейфа Т-36 облетела СССР. Для советской пропаганды четыре стойких солдата были настоящим подарком.