Вездеходы Судного дня, которые делали в СССР на века, а сегодня забыли в болотах. Видео
Примерно в середине прошлого века советское руководство поставило перед инженерами новую задачу: требовалось разработать машины, способные доставить ядерные боеголовки в самые труднодоступные места планеты. В результате были спроектированы уникальные вездеходы Судного дня — в те годы на них сделали ставку военные, а сегодня их просто оставили глубоко в болотах.
Одним из первых подобных вездеходов стал ЗИЛ-135Б с водоизмещающим корпусом-лодкой и встроенными водометами. На уникальную машину стационарно устанавливали пусковую установку оперативно-тактического ракетного комплекса. При пусках с твердой поверхности машина показала устойчивость, к 1959 году с конвейера сошло уже три вездехода. Сейчас два из них стоят заброшенными в болотах — военные отказались от концепции амфибии с ракетой на борту.
И переключились на вездеход, который был бы способен встраиваться в понтонную переправу, одновременно перенося груз весом до пяти тонн. ЗИЛ-135П конструкторы полностью лишили металлической силовой структуры, машина показала прекрасные способности по преодолению водных преград и могла бы стать отличной десантной капсулой. Послужить новому ЗИЛу так и не удалось.
Уже в 1974 году тот же завод выпустил уникальный шнекороторный снегоболотоход. Модель 4904 получила сразу два 180-сильных двигателя, но применения конструкции не нашли:
Концепция вездеходов сегодня воспринимается не слишком удачной. Опыт показывает, что под каждую задачу более эффективно использовать отдельную машину.