Взлет самолета Судного дня: как устроен Ил-80, который вызывает трепет всего мира
9 мая над Красной площадью появится самолет Судного дня. Воздушный командный пункт предназначен для задействования в случае ядерного конфликта и поэтому от каждого взлета Ил-80 образно говоря замирает весь мир. Устройство самолета Судного дня по большей части остается засекреченным — на фюзеляже нет даже иллюминаторов и заглянуть внутрь случайному человеку не получится.
Ил-80 (изделие «65с», по классификации НАТО — Maxdome) разработали еще в конце 1980-х годов. Самолет адресован исключительно для срочной эвакуации высшего военного руководства страны в момент, когда мирными переговорами изменить уже ничего нельзя.
Отсюда и предъявляемые самолету требования. Ил-80 проектировали с прицелом на дальность и продолжительность полета, чтобы гарантированно обеспечить вывод ставки Верховного главнокомандующего из опасной зоны. Причем в спецификациях отдельно указаны «боевые действия любой интенсивности».
Информация по самолету Судного дня остается строго засекреченной. Однако, о его внутреннем устройстве можно судить исходя из тех же спецификаций, которые публикуются в общем доступе. Ил-80, предположительно, оснащен бортовыми средствами защиты от оружия массового поражения — в первую очередь имеется ввиду радиоактивное заражение и другие последствия ядерного конфликта. Установленная на самолете аппаратура определенно должна гарантировать ставке командующего управление всеми видами войск.
Тяжелая машина теоретически не зависит от систем GPS, поскольку командный пункт должен быть максимально автономен. На крыльях установлены дополнительные пилоны с электрооборудованием, над кабиной расположен отсек для радиоэлектронного оборудования.
В обозримом будущем Ил-80 заменят. Разработка нового самолета Судного дня началась в 2021 году.