В 1944 году СССР с боем поднял со дна Балтики немецкую субмарину. На борту искали самонаводящуюся торпеду

8 Май
-

В 1944 году на акватории Балтики началась операция по подъему немецкой субмарины U-250. Боевые действия здесь еще не закончились, поэтому работа шла под ожесточенным сопротивлением войск Вермахта. Операция носила гриф Секретно, и о причинах спешки стало известно много позже. На борту подлодки должна была находиться новейшая немецкая торпеда, не имеющая аналогов в мире.

Та самая U-250 успела выйти только в один боевой поход, 30 июля 1944 года зацепив торпедой советский малый охотник МО-105. К вечеру того же дня второй малый охотник, МО-103 под командованием старшего лейтенанта Коваленко обнаружил объект на глубине и произвел выброс глубинных бомб. 

Тогда гидроударом с дизельного отсека субмарины снесло лист, через которые устанавливались двигатели. U-250 камнем пошла на дно, однако офицеры, в том числе и капитан Вернер-Карл Шмидт сумели выбраться к поверхности — где были в качестве пленных подняты на борт советского судна

Очень скоро СССР стала понятна ценность лодки: с финской территории (в ту пору захваченной немцами) начался массированный обстрел территории, а к месту затопления U-250 двинулась спасательная группа. 



Операцию по поднятию U-250 осуществляла рота особого назначения Балтийского флота, получившая в свое распоряжение несколько боевых судов и два понтона. Несмотря на все усилия немцев, лодку подняли и транспортировали в Кронштадт. 

U-250 поставили в сухой док и принялись тщательно изучать. В скором времени суета немцев вокруг затопленной субмарины прояснилась. На борту была шифровальная машина «Энигма», тайну которой Рейх пытался сохранить до последних дней войны. Но еще больший интерес вызывала модифицированная торпеда акустического самонаведения G7 es (T-5) «Zaunkönig».

Интересной была и сама лодка. U-250 относилась к типу VII, который пускали в серию последние годы. Тем не менее, изучить этот тип у советских инженеров шанса раньше не было. На основе трофейной «Немки» уже после войны создали советский проект 608. 

А саму U-250 восстановили. До 20 августа 1945 года бывшая немецкая субмарина ходила под именем ТС-14 в качестве опытного корабля. В конце-концов подлодку все же пустили на металл — все ценные идеи с нее советские инженеры к тому моменту уже собрали.