Проводница рассказала, как в России зарабатывали работники поездов в 90-е
В начале 90-х годов прошлого венка профессия проводницы считалась особой. Официальные зарплаты были неплохи, но но помимо базового довольствия от железной дороги, здесь были и дополнительны доходы. Бывшая проводница рассказала, как предприимчивые девушки и женщины зарабатывали в то время.
На дополнительных заработках самые успешные проводницы за несколько лет умудрялись накопиить на квартиру в столице. Ключевым здесь было, конечно, правильное направление.
Наиболее прибыльными считались дальние рейсы из Москвы на Север, еще больше котировались путешествия из столицы на Юг — люди ехали отдыхать с деньгами. На такие маршруты было устроиться очень непросто: здесь не обходилось без связей.
Наиболее частыми вариантами подработки были безбилетники и передача посылок. В пик сезона билетов было не достать, поэтому люди охотно размещались в купе проводников.
Но наряду с безбилетниками, были здесь и свои внутренние схемы.
По воспоминаниям одной из проводниц, самым доходным бизнесом был так называемый «китай», или «китайка». Суть его была проста: грязное белье не стирали в прачечных, а пускали в оборот второй раз. Белье сортировали, опрыскивали водой с лимоном (некоторые покупали специальные освежители в Риге) и снова продавали его пассажирам. Такое белье не нужно было отмечать в журнале, весь доход шел напрямую проводницам.
Как мы говорили в то время, заработаем или на «зайчике», или на «китайчике», — вспоминает женщина.
Большим успехом, особенно на дальних рейсах пользовался бортовой чай, казалось бы черный от заварки и от того вкусный. Никакого излишка заварки на самом деле в него не клали, а добавляли обычную соду.
Секрет здесь в том, что она делает воду мягче. Такая заварка легче отдает краситель, и чай получается более черным.
Уже ближе к концу 90-х контроля стало больше и профессия потеряла свой былой шарм. Естественно, сразу снизились и заработки проводниц, которые больше не могли использовать старые приемы.