Самый громкий самолет мира сделал 12 вылетов, а потом его запретили: шум было слышно за 40 километров

29 Апрель
-

В 1954 году в США компанией Republic Aviation был разработан экспериментальный самолет XF-84H, который мог развивать скорость до 1080 км/ч - это было огромное достижение для того времени. Хотя истребитель в целом был успешным, его использование было запрещено после всего 12 полетов из-за того, что шум от самолета можно было услышать на расстоянии 40 километров.

Переход к турбореактивным двигателям от пропеллерных стал переломным моментом в истории авиации. Это привело к созданию нового типа двигателей - турбовинтовых. Эти газотурбинные двигатели используют лопасти для перемещения больших объемов воздуха, а не выхлопных газов, чтобы создать тягу.



XF-84H использовал турбовинтовый двигатель, потому что ВВС США хотели создать самолет, который мог бы взлетать с авианосца без катапульты.

Турбовинтовый двигатель был идеальным выбором, потому что использовал лопасти для перемещения больших объемов воздуха, что позволяло самолету создавать повышенную тягу на более низких скоростях.

Большая тяга означает более быстрое ускорение, что приводит к более коротким взлетам - что было важным для взлетов с ограниченного пространства на авианосцах.

XF-84H был основан на истребителе F-84 Thunderstreak, но вместо реактивного двигателя был установлен турбовинтовой двигатель Allison XT40-A-1 мощностью 5850 л.с. и двухлопастным пропеллером диаметром 5,18 метра. Даже при холостом ходу концы лопастей двигались со сверхзвуковой скоростью, создавая непрерывный, ужасающе громкий звук. Он был слышен на расстоянии 40 километров от места испытаний.

Летчики-испытатели дали XF-84H прозвище «Вопящий гром». Самолету разрешили сделать только 12 тренировочных полетов, и на нескольких из них диспетчеры при посадке требовали от пилота второго захода - потому что шум от самолета был настолько громким, что переговоры в рации были заглушены.

Несмотря на свои мощные характеристики и рекордную скорость, XF-84H был снят с производства из-за проблем с шумом, который был слишком громким и мог вызывать серьезные проблемы для здоровья летчиков и окружающих людей. Однако технические решения, примененные в XF-84H, были использованы в более поздних разработках, и оказались очень полезными для создания новых поколений турбовинтовых самолетов.

Всего было построено два экземпляра XF-84H, один из которых уничтожен при крушении, а второй находится на дисплее в Национальном музее ВВС США в Огайо.