5 советских автомобилей, которые другие страны стали делать у себя
Обычно считается, что СССР часто копировал западные автомобили, которые затем стали основой для советских разработок. Однако этот процесс работал и в обратную сторону. Как минимум пять автомобилей послевоенного Союза были заимствованы другими странами у советских конструкторов и выпускались под собственными брендами за рубежом.
Одним из первых таких автомобилей был ГАЗ-М-20 «Победа». Советская автопром-гордость была передана в Польшу, чтобы избежать потенциального сотрудничества между поляками и итальянской автомобильной индустрией. Польская версия была названа Warszawa.
Вначале сборка осуществлялась из советских запчастей и крупноузловых комплектов, но постепенно польские производители освоили производство отдельных деталей «Победа». Производство Warszawa продолжалось долгое время, и новые автомобили сошли с конвейера даже до середины 1970-х годов.
«Победа» стала популярной не только в Восточной Европе, но также вызвала интерес в Северной Корее. Корейская версия этого автомобиля называлась «Ачимка» (ударение на последний слог), что переводится как «Утренний цветок». В отличие от Польши, в Северной Корее не было массового производства автомобилей, и «Ачимка» собиралась на заказ для партийных чиновников.
В целом, после войны СССР был готов делиться своими технологиями с Китаем и Северной Кореей. Первые собственные грузовики в этих странах были лицензированными копиями советских разработок.
Главной моделью стал ГАЗ-51, который начал выпускаться в 1946 году. Скоро он был адаптирован под собственные марки в Польше, Северной Корее и Китае.
В зависимости от страны, этот автомобиль имел разные названия. В Польше ГАЗ-51 стал «Люблином-51», в Пхеньяне он носил название Sungri-58, а в Китае его выпускали под индексом Yuejin NJ130.
Небольшой экскурс:
Тем не менее, в следующие десятилетия СССР прекратил передавать свои технологии другим странам. К 1960-м и 1970-м годам другие страны могли приобретать, в лучшем случае, готовые автомобили с советских автозаводов, и время активного технологического обмена пришло к концу.