70 лет назад иллюминаторы в самолетах были квадратными, но потом их заменили на круглые. В чем причина
До 50-х годов прошлого век пассажиры авиалайнеров наслаждались панорамными видами через большие квадратные окна, которые напоминали обычные квадратные окна. Однако сегодня ни один пассажирский самолет не взлетит в небо с такими окнами - теперь все иллюминаторы имеют закругленную форму. Это изменение в дизайне пришло после неудачного опыта с "Кометой".
"Комета", первый в мире коммерческий авиалайнер, Де Хэвилленд DH.106, внешне напоминал своих менее мощных предшественников. Его аэродинамическая конструкция, четыре турбореактивных двигателя, герметичная кабина и внушительные квадратные окна предназначались для повышения комфорта пассажиров.
В 1952 году "Комета" впервые дебютировала и сначала была признана успешным коммерческим проектом. Однако в течение следующих 12 месяцев три из этих самолетов были потеряны. Расследование выявило, что одной из причин было избыточное напряжение корпуса при сложных условиях полета, а второй - усталость материала. Недостатки в конструкции и дизайне привели к опасной концентрации напряжения вокруг квадратных окон.
На фотографии выше видно, что в некоторых случаях давление буквально разрывало каркас лайнера.
Только после нескольких инцидентов конструкторы осознали, что прямоугольная форма в структуре, постоянно подвергающейся напряжению, является её наиболее слабым элементом. У этой формы четыре угловые точки, в которых корпус в процессе эксплуатации становился хрупким и уязвимым.
История разработки круглых иллюминаторов:
Сразу после инцидента с "Кометой" все последующие модели самолетов были конструированы исключительно с использованием окон круглой формы. Эти окна обеспечивают равномерное распределение напряжения по всему фюзеляжу, минимизируя риски возникновения проблем в конструкции.