Батут придумали эскимосы сотни лет назад. Зачем он был им нужен на севере
Первые батуты вовсе не задумывались как развлечение. Полярные исследователи впервые заметили это необычное приспособление у эскимосов и долго не могли понять его назначение. Им казалось странным, что северные народы использовали это устройство, чтобы подпрыгивать на значительную высоту, достигая уровня четырехэтажного здания.
Прыжки на натянутых моржовых шкурах были традицией не только у российских чукчей, но и у эскимосов, проживающих в Америке и Канаде. Эти народы не сооружали для прыжков стационарные конструкции или платформы. В их распоряжении были только натуральные материалы и сила людей.
Батут в традиционном понимании северных народов представлял собой свежую, эластичную моржовую шкуру, которую тщательно очищали ножами, чтобы достичь нужной толщины и гибкости. После подготовки, несколько крепких мужчин держали шкуру за края, создавая своеобразный трамплин. На середину натянутой шкуры ставили самого легкого охотника, чтобы он мог легко взлететь.
Затем группа поднимала и резко натягивала шкуру, подбрасывая охотника вверх, а он одновременно совершал прыжок, используя упругость шкуры. Это позволяло ему подниматься на высоту, достигающую 20-30 метров, что впечатляло исследователей, наблюдавших этот процесс и фиксировавших данные в своих записях.
Прыжки на шкурах чаще всего происходили на побережье, и, по мнению историков, они могли служить практическим целям. Таким способом чукчи и другие северные народы могли наблюдать за поведением китов в прибрежных водах, чтобы вовремя подать сигналы охотникам, находившимся в лодках.
Сегодня эта традиция продолжает существовать, но её смысл изменился. Батуты из шкур больше не используются для охоты, а стали частью культурных мероприятий. Их устанавливают на праздниках с шаманскими обрядами, где прыжки приобрели ритуальное значение, связанное с древними обычаями и верованиями.