Советский летающий танк Антонова. Экспериментальная разработка Второй мировой
В разгар Великой Отечественной войны советские инженеры искали способы придать войскам решающее преимущество. На фоне тяжелых боев и нехватки ресурсов появилась идея, которая сегодня кажется фантастикой: танк с крыльями, способный планировать прямо на позиции противника. Этот эксперимент вошел в историю под названием «летающий танк» Антонова А-40.

К началу 1940-х годов в СССР активно развивались воздушно-десантные части. Парашютисты могли высаживаться в тыл врага, но им катастрофически не хватало тяжелой техники. Танки доставляли по частям или на громоздких планерах, что занимало много времени и лишало эффекта внезапности. Успехи немцев в Норвегии и на Крите только усилили желание Красной армии получить средство, которое доставит броню в бой вместе с десантом.

Олег Антонов, будущий создатель легендарных самолетов Ан-2 и Ан-225, тогда работал в институте планеростроения. Вдохновившись американскими экспериментами инженера Уолтера Кристи, он предложил оснастить легкий танк Т-60 деревянными крыльями и хвостовым оперением. Так родился проект А-40, прозванный «Крылья танка», или «Летающий танк»

Чтобы Т-60 смог оторваться от земли, его максимально облегчили: сняли часть брони, вооружение, фары и даже сократили запас топлива. К корпусу прикрепили бипланные крылья и хвостовую балку с рулевыми поверхностями. Планировалось, что буксир-бомбардировщик поднимет «гибрид» в воздух, после чего танк-глайдер самостоятельно спланирует на площадку высадки.

Экипаж управлял «самолетом» прямо изнутри танка, при помощи тросовой системы, соединенной с крыльями и рулем. После приземления крылья сбрасывались, и танк должен был вступать в бой.
2 сентября 1942 года под Москвой состоялся первый и единственный полет А-40. За штурвалом оказался испытатель Сергей Анохин. Буксировку выполнял четырехмоторный ТБ-3 — тяжелый бомбардировщик, уже устаревший к тому времени.
Отрыв от земли прошел успешно, но мощи двигателей явно не хватало. Самолет быстро перегрелся и был вынужден сбросить танк раньше времени. Анохин сумел выровнять машину и посадил ее на поле. После приземления он сбросил крылья и просто уехал обратно на базу — Т-60 остался в рабочем состоянии.

Несмотря на успешное приземление, у проекта не было будущего. Советские ВВС не располагали достаточно мощными буксировщиками: даже ТБ-3 едва справлялся с нагрузкой.

Запас хода планирования был минимален, всего несколько километров, а высадка в реальном бою означала бы высокие потери от зенитного огня. Кроме того, облегченный Т-60 без боекомплекта требовал времени на дооснащение, что сводило на нет весь замысел внезапности.
В итоге идею летающего танка признали нежизнеспособной. Ставку сделали на тяжелые планеры для транспортировки техники и, позднее, на вертолеты.

