Почему в СССР все вешали ковры на стену. Символ достатка или элемент практичности

19 Сентябрь
-

Ковер в советских квартирах не клали на пол, а вешали на стену.  Для одних он был защитой от холода и шума, для других — семейной реликвией и признаком достатка, а для третьих — обязательным фоном для праздничных фотографий. На самом же деле этот атрибут интерьера сочетал в себе куда больше функций, чем может показаться сегодня.

В эпоху массовых хрущевок и панельных домов жильцы сталкивались с промерзающими стенами, сквозными швами и эхом в комнатах. Повесив ковер, можно было одним движением избавиться сразу от нескольких проблем: стало теплее, тише и уютнее. Воздушный зазор между тканью и стеной удерживал тепло, ворс глушил соседские разговоры и скрывал дефекты отделки.



Но практичность была лишь частью истории. Ковер в СССР считался крупной покупкой на уровне телевизора или стенки «горки». Средний фабричный стоил 150–300 рублей при зарплате в 130–170, а ручные и парадные экземпляры доходили до 800 и больше. 

На ковер копили месяцами, «доставали» по блату и дарили на свадьбу как вещь «на века». На стене он изнашивался медленнее, сохранял цвет и ворс, и одновременно занимал парадное место в интерьере.

Мода на настенные ковры формировалась и за счет фабрик: массовые ворсовые изделия с медальоном и бордовыми или охристыми узорами производили по всей стране, а молдавские комбинаты прославились «коврами с розами». 

Кавказ и Средняя Азия поставляли ручные ковры с плотным узором и натуральными красителями — они становились «парадными», подчеркивая статус хозяев.

Уход за ковром был целой культурой: пылесосы «Чайка» и «Вихрь» для повседневной чистки, выбивание на перекладине раз в сезон, а зимой — «снежная баня», когда полотно раскладывали на снег, чтобы кристаллы льда вытянули грязь и жир.

В 2000-е ковры сошли со стен, их вытеснили новые ремонты и пластиковые окна. Но уже в 2010-х дизайнеры снова вернули их в интерьеры — теперь скорее как чуть ироничные арт-объекты.