Норвежская семья построила дом внутри огромной теплицы. Зачем было выбрано такое решение
Со стороны необычная постройка в норвежской глуши напоминает промышленную теплицу, но при ближайшем рассмотрении внутри нее обнаруживается настоящий двухэтажный дом. Архитектор Маргит-Кристин Клев построила эту стеклянную крепость для своей семьи, намеренно заключив жилые помещения в гигантский парник. Такое эксцентричное решение выглядит как арт-объект, но скрывает очень прагматичную цель.
Уйти от холода, не уезжая из Норвегии

Маргит-Кристин Солибакке Клев выросла на ферме и, став управляющим партнером в крупной архитектурной компании, со временем начала скучать по сельской жизни. Унаследовав пустующий участок к северу от города Конгсберг, она решила создать себе идеальный дом, который сочетал бы комфорт города и возможности деревни.

Идея пришла после знакомства с шведским проектом Uppgrenna Naturhus — спа-центром, построенным в виде гибрида традиционного амбара и теплицы. Маргит-Кристин решила адаптировать концепцию к собственным нуждам, главной из которых было продление теплого сезона в суровом норвежском климате и возможность активно заниматься садоводством круглый год.
Двойная польза стеклянного купола

Теплица выполняет сразу две жизненно важные функции. Во-первых, она создает промежуточную климатическую зону между домом и внешней средой. Благодаря ей вегетационный период продлевается, и семья может выращивать фрукты и овощи, которые в ином случае не выжили бы в Норвегии.
Во-вторых, теплица стала всепогодным «открытым» пространством. Весной солнце прогревает стеклянный корпус настолько, что можно выйти в летней одежде задолго до потепления, а осенью стеклянная оболочка защищает от пронизывающего норвежского дождя и ветра.
Маргит-Кристин приобрела готовую модель теплицы датской компании Drivadan: она имеет высоту 12 метров и общую площадь 372 «квадрата». Корпус был собран всего за две недели.
Дом в традиционном стиле

Внутри теплицы построили двухэтажный жилой дом площадью 380 квадратных метров. Наличие крыши, пусть и стеклянной, позволило строителям не зависеть от погоды.
Сам дом выглядит минималистично и выкрашен в традиционный для Скандинавии темно-красный «фалунский» оттенок (пигмент, исторически получаемый как побочный продукт медного рудника).
В духе современных трендов была выбрана и инженерия:
- Подогрев воды и отопление обеспечивает мини-котельная, работающая на местных видах топлива — щепе и опилках (отходы норвежской деревообрабатывающей промышленности).
- Для внешней отделки использовались местные ель и сосна.
- Стоки очищаются специальной системой фильтрации.
Архитектор отметила, что проект был одобрен властями без проблем, в основном потому, что рядом нет соседей: «Некому жаловаться», — пошутила она.
Розовый пол и всепогодные вечеринки

Внутренний дизайн был подчинен цели садоводства. Хозяйка требовала пол, который не страшно было бы испачкать землей и не бояться повредить. Решением стал розовый микроцемент, который гармонирует с зеленью.
На первом этаже расположены детские спальни, кухня и рабочий кабинет. На втором — гостевые и хозяйская спальни. Главная особенность интерьера — это огромная терраса на крыше жилого дома. Она расположена прямо под стеклянным куполом теплицы и используется как всепогодное пространство для общения и вечеринок с видом на окрестности. В жару стеклянные панели открывают для проветривания.
Свои цитрусовые при минус 20°C

Главный плюс проекта — это, конечно, зимний сад и принцип «с фермы на стол». Теперь семья может наслаждаться блюдами из собственных продуктов даже в суровые норвежские зимы. Внутри теплицы выращиваются инжир, виноград, цитрусовые, вишня и слива — лакомства, которые проблематично получить в естественной норвежской среде. Хотя зимы в Норвегии долгие, внутри стеклянного периметра температура может достигать 20°C, даже когда снаружи мороз.
Маргит-Кристин Клев подчеркивает, что для нее важно, чтобы дети были частью этого процесса, понимали, какая работа стоит за ужином, который появляется на столе.

