Медведи не впадают в спячку: зимой у них более сложный и продвинутый режим энергосбережения

18 Февраль

Образ уютно сопящего в берлоге медведя — один из самых устойчивых мифов о природе. На самом деле, с точки зрения науки, медведи не впадают в настоящую спячку. Пока суслики и ежи «выключаются» почти полностью, медведи выбирают более сложный и продвинутый режим энергосбережения. 

В чем разница?

Фото: Unsplash

Настоящая спячка (гибернация) — это экстремальный процесс. У мелких животных температура тела падает почти до нуля, а сердцебиение снижается до 1% от нормы. Медведи же — ребята крупные, и «остыть» так сильно они просто не могут. Их температура снижается всего на 5–8°C, а сердце замедляется примерно на 75% (с 84 до 19 ударов в минуту).

Главное отличие в том, что медведя в берлоге можно разбудить — он сохраняет бдительность и готов защищаться, в то время как глубоко спящего сурка можно буквально катать по полу, и он не проснется.

Зачем им берлога, если они не спят по-настоящему?

Фото: Unsplash



Берлога для медведя — это высокотехнологичный изолятор, спасающий от превратностей зимы.

  • Экономия энергии: Даже при небольшом снижении температуры тела медведь экономит колоссальное количество ресурсов. Поскольку зимой его основная еда (ягоды и растения) исчезает, он переходит на питание собственным жиром.
  • Безопасность потомства: Именно в состоянии торпора медведицы рожают детенышей. Крошечные медвежата (весом всего по 500 грамм) проводят первые месяцы жизни в тепле материнской берлоги, питаясь жирным молоком, пока их мать находится в полудреме.
  • Безотходное производство: В отличие от «настоящих» любителей поспать, которые просыпаются раз в пару недель, чтобы сходить в туалет, медведи не делают этого месяцами. Их организм уникально перерабатывает мочевину обратно в белки, предотвращая потерю мышечной массы.

Почему это важно для нас?

Ученые из проекта BRAHMS и других институтов внимательно изучают медвежий торпор. Если мы поймем, как медведям удается месяцами не двигаться и при этом не терять мышцы и не страдать от тромбов, это совершит революцию в медицине. Эти знания помогут восстанавливать лежачих больных после инсультов, лечить сердечную недостаточность и даже подготовить людей к длительным космическим перелетам на Марс.