Пассажирские беспилотники взлетят через 7 лет

Если учесть, с какими законодательными проблемами в последние несколько лет столкнулись радиоуправляемые беспилотники, то процесс внедрения подобной технологии в гражданскую авиацию кажется совсем нереальным. Тем не менее, лучшие инженеры бьются над тем, чтобы воздушные суда без пилотов стали безопасней традиционных, а юристы подготавливают почву для будущих законопроектов, которые разрешат подобные перелеты. По разным оценкам на все про все может уйти от 5 до 7 лет.

Значит ли это, что к моменту, когда на дорогах станет заметно присутствие автомобилей с тотальным автопилотом, над нашими головами будут летать управляемые с земли самолеты с пассажирами? Вполне возможно, если верить представителям Aurora Flight Sciences Corp., которые совсем недавно провели первое летное испытание экспериментального самолета Centaur без единого человека на борту. Мы узнали, насколько удачно оно прошло, какие перспективы у проекта, и с какими трудностями может столкнуться индустрия на пути повсеместного внедрения.

  • Кентавр — промышленная мутация

    Название самолета, видимо, должно перекликаться с мифическим существом, которое в этом случае представляет собой не человека с туловищем коня, а автопилот в «теле» самолета. Ну, что ж, не будем придираться, хотя внешне он ничем не отличается от любого другого маломестного самолета гражданской авиации. Характеристики и параметры также остались неизменными: два пропеллера, три колеса, два пустующих пассажирских кресла и два кресла пилотов, 8-километровый предел набора высоты и максимальная скорость около 320 км/ч.

  • Первый полет

    Несмотря на возможность пролететь за один раз порядка 3700 километров с одним пассажиром, во время экспериментального полета вообще без людей внутри «Кентавр» летал лишь вблизи специального аэродрома в городе Рим штата Нью-Йорк. Взлет, маневрирование и посадка осуществлялись пилотом с земли через закрытый канал связи, а оборудование на борту в точности осуществляло все необходимые манипуляции с органами управления. Интересно, что при необходимости пара специалистов за 4 часа может превратить самолет обратно в обычный. Можно ли будет любой другой самолет такого класса так же быстро сделать управляемым дистанционно, пока неизвестно.

  • Безопасность беспилотного управления

    Первой мыслью, которая приходит в голову сторонников самых печальных сценариев — это, конечно, насколько безопасно доверять радиоволнам власть над потенциально опасным объектом. Вопрос резонный и поэтому именно он стоит в числе первых, над которыми работают специалисты. Так, в частности, чтобы не допустить перехват самолета в воздухе, его управление планируют целиком перенести на закрытые военные каналы, создав что-то вроде своего собственного интернета. Управление такими самолетами потенциально будет оберегаться не хуже ядерных установок, что снимает часть опасений.

    Другой проблемой должна стать синхронизация беспилотников с другими пилотируемыми участниками воздушного движения, но и это вопрос чисто технический, решаемый внесением их в общий реестр. И здесь в силу вступает бюрократический вопрос.

  • С точки зрения закона

    Законотворческая деятельность по данному вопросу начнется только после того, как технология после многочисленных тестов полностью докажет свою безопасность, эффективность и целесообразность. Какую квалификацию должен иметь пилот, как будет осуществляться контроль над выполнением требований, можно ли будет пилоту управлять сразу несколькими самолетами — эти вопросы пока даже не сформулированы, настолько смело выглядит сама идея беспилотной авиаперевозки. 

    К слову, Centaur приходится «родней» известному беспилотному самолету-шпиону Global Hawk (на фото), так как компания Aurora Flight Sciences Corp. участвовала в проектировании и постройке последнего.

  • Чего ждать через 5-7 лет

    По словам директора Aurora Flight Sciences Corporation Джона Лэнгфорда, вряд ли мы увидим на нашем веку, как огромные трансконтинентальные лайнеры с несколькими сотнями человек на борту, но без пилотов летят из одной части планеты в другую. Этим, скорее всего, так и будут заниматься профессионалы, но есть будущее и у самолетов вроде «Кентавра». Для них вполне комфортным может оказаться формат приложения Uber, когда заказчик выбирает перелет на небольшое расстояние в самолете, которым управляет профессиональный оператор. При этом сэкономленные на пилоте или пилотах места вполне могут занять еще пара «попутчиков».