Оскар 2012: «Хранитель времени»

Монтажер Тельма Шунмейкер о том, как делались самые захватывающие сцены «Хранителя времени».

29 Февраль
-
«Хранитель времени» Мартина Скорсезе получил в 2012 году 5 Оскаров, и был номинирован еще на 6, в том числе на лучший монтаж (приз в этой номинации в результате ушел к «Девушке с жемчужной сережкой»). Монтажер фильма Тельма Шунмейкер рассказала, как происходила работа над самой напряженной сценой фильма.
Кадр из фильма «Хранитель времени» 
Как это выглядит
В этой сцене Мартин (Скорсезе — прим. Trendymen.ru) хотел сделать так, чтобы зрители постепенно, но не сразу поняли, что это просто кошмар. Обычно подобные сцены снимаются следующим образом: показывают мальчика, спускающегося на пути, поднимающего ключ, затем показывают поезд, движущийся по путям, затем снова мальчика, оборачивающегося на поезд, и в страхе спрыгивающий с путей. Мартин же снял это следующим образом: мальчик не замечают даже вибрацию рельсов. Он продолжает смотреть на ключ и не реагировать, даже когда машинист и кочегар поезда видят человека на рельсах и начинают кричать. Наконец, он медленно поднимает глаза. Он не спрыгивает с рельсов. Он просто оглядывается. Мы видим несущийся поезд, затем снова мальчика, остающегося на путях. И, тут, наконец, он реагирует. 


Что ощущает зритель 
Зритель чувствует, что происходит что-то странное. Почему мальчик не реагирует? И тогда он начинает постепенно осознавать: наверное, это все происходит не на самом деле. Но сцена сделана таким образом, что это понимание приходит очень медленно. В полной мере осознаешь, что это был кошмар только когда поезд прорывается через окно на улицу, и мальчик садится на кровати. Для меня было очень важно смонтировать эту сцену именно таким образом...из многих имеющихся вариантов...чтобы зритель очень медленно осознавал: что-то не так, тут что-то странное. Это не классический способ монтажа, и мы долго работали над этой сценой.
Кадр из фильма «Хранитель времени» 
Принятие решений
В монтажной комнате ежедневно принимаются тысячи решений: как долго эта сцена должна продолжаться? Сколько раз мы покажем мальчика и что он будет делать в каждый из этих раз? Когда мы должны показать вибрирующие рельсы? Как быстро кочегар и машинист заметят мальчика? Насколько мы можем оставить мальчика на путях, когда он уже заметил поезд? Мы очень долго решали, сколько должно длиться каждое действие, и что показывать между кадрами с мальчиком. 
Кадр из фильма «Хранитель времени» 
Сходство с другими фильмами
Эта сцена похожа на момент в «Славных парнях» (фильм Мартина Скорсезе 1990 года  — прим. Trendymen.ru), когда Джо Пеши спрашивает «А что во мне такого смешного?». Тогда мы с Мартином очень долго экспериментировали, прежде чем решить, насколько камера может остановиться на Рее Лиотта. Тот знает, что он попал в сложную ситуацию, и если скажет что-то не то, его могут убить. Он сидит, лихорадочно думая, что же сказать в ответ. И, наконец, он говорит: «Да ладно, Томми», и разряжает обстановку. При ином раскладе его могли пристрелить. Мы сделали 4 или 5 вариантов этой сцены, с разной по продолжительности паузой. Мы ждали 9 секунд или 6 секунд — и это имело значение. 

Монтаж на площадке
Крупный или средний план, или одновременно и то, и другое? Это решение чрезвычайно важно для каждой сцены в фильме. В сцене из «Славных парней» Мартин специально не использовал крупные планы. Он хотел показать людей вокруг Джо Пеши и Рея Лиотта. Сначала они смеются, потом постепенно замолкают, а затем начинают сильно нервничать. Крупный план появляется только когда приходит владелец клуба и просит Джо Пеши оплатить счет. Режиссер должен знать свои собственные инструменты. Совсем не обязательно использовать быстрое приближение плана, как это сейчас часто делается.