Рок 2.0

Определение «Роковая женщина» понятно всем. Появившийся недавно термин «Роковой мужчина», вызывает определенные ассоциации, но более точно разобраться что это за мужчины, можно только на примерах.

28 Июль
Роковые женщины – явление, исчезнувшее в начале 20-го века. Именно тогда у слабого пола, благодаря зарождающейся эмансипации, появилось широкое поле для деятельности. Задачи были непросты: работать и одновременно рожать детей, осваивать мужские профессии, доказать миру свою самодостаточность, и, наконец, научиться получать оргазм от вагинального коитуса.

В обществе нового типа – Советском Союзе, роковые женщины исчезли почти мгновенно, да и окружающая действительность не потворстовала красивым историям. Зато мужчины постепенно перехватили эстафету и к переломному времени сформировался целый класс персонажей, способных дать фору врубелевскому демону. 90-е стали вторым «серебряным веком» для всех, кто не успел его застать.

Роковой мужчина 90-х мог быть любой возрастной категории. Его основными чертами была тотальная непредсказуемость и принадлежность к творческим профессиям. Начало клубной жизни, мимикрия социальных типажей и культурный декаданс породили целую плеяду гениально роковых мужчин. Отношения с ними могли закончиться чем угодно – от подсаживания на героин и погружения на самое дно жизни, до самой банальной семьи и погружения на дно мещанства. Никогда нельзя было понять, куда именно приведет этот путь, потому что роковой мужчина и сам не знал куда приведет его собственное сознание.

Группа Кар-Мэн и Дмитрий Маликов, 1991Группа Кар-Мэн и Дмитрий Маликов


Не поддающиеся логике, не пригодные для анализа настоящие маргиналы, давали женщинам ни с чем несравнимое чувство неподдельной свободы от всех имеющихся в арсенале общества правил. Они транслировали в мир смелые идеи, не боясь показаться сумасшедшими, без вожделения смотрели на женщин и отдавались только двум страстям – измененному сознанию и творчеству. Девы 90-х млели от видео артистов и выпускников академии Тимура Новикова, от молодых электронщиков, записывающих психоделические треки под большой дозой псиллоцибина, от музыкантов группы 4.33 и ВО, от актеров театра Васильева, коммерческой команды О.Г.И. и модельеров Полушкиных, операторов Тодоровского, кинокритиков журнала «Ом» и просто однокурсников, если они ходили в клуб «Птюч» и носили одежду из сэконд-хэнда.  

Фото обнимающихся под столом одного из московских клубов Ильи Пиганова с Настей Михайловской в светской хронике «Ома» – идеальная иллюстрация роковых отношений 90-х. Он – художник с непонятной концептуальной составляющей, она – светская разнорабочая около искусства. Для того, чтобы девушка потеряла волю, Пиганову и похожим на него нужно было немного: пригласить ее посмотреть Гринуэя и правильно его откомментировать, прогуляться ночью по крымскому мосту (сверху конечно) или просто воспользоваться допингами.

Илья ПигановИлья Пиганов


Роковой мужчина 90-х был полностью противоположен господствующему классу – бандитам, и также противоположен классу угнетенному – нищей и потерянной интеллигенции, а потому вдвойне привлекателен. Но получать удовольствие от мира идей, можно лишь в обществе с серьезным дефицитом материальных ценностей.

Именно поэтому ситуация изменилась за несколько лет. Начало 2000-х показало, что роскошь стала более сексуальной, как только ее потенциальный источник обрел человеческое лицо. Малиновые пиджаки изжили себя как класс (а большей частью умерли) и на смену им пришел новый тип рокового мужчины – настоящий персонаж Де Сада, склонный к утонченным извращениям, вызванными все теми же травмами советского детства. Мужчины расправили плечи и, осознав, что комплект «финансовая и интеллектуальная состоятельность» дает им право практически на все, стали пользоваться этим правом.

Именно в этот период, в тусовке появляется Листерман, темный ангел, обучающий теории наслаждений без запретов. Истории о загородных оргиях с участием известных персонажей, влюбленность светских красавиц в одного и того же мужчину и драки за него на людях, смена ориентации в угоду любимому, – все это стало возможным не в обмен на острые ощущения, а как плата за «качество» мужчины. Красивый, образованный и успешный Федя Павлов-Андреевич, первый политик в тусовке – Умар Джабраилов, так выглядели роковые мужчины 2000-х. Тщеславие, вечный спутник отношений полов, вступил в эпоху ренессанса и принес c собой свой вечный аксессуар – «статус».

Петр ЛистерманПетр Листерман


Федор Павлов-АндреевичФедор Павлов-Андреевич


Умар ДжабраиловУмар Джабраилов


Но ветер вновь изменил направление. Тяга к роскоши сменилась тягой к «новой искренности» и возродила интерес к простым радостям и естественному облику.  
Кто он Казанова второго десятилетия 21 века? Перед чьим обаянием не сможет устоять московская девушка, с английским образованием и Instituto Europeo di Design, воспитанная медиа? Хипстерские небожители так мало увлечены реальностью и так похожи на кумиров 90-х. Холодные и бесстрастные как антология дизайна, играющие  в словесный маджонг, могут ли они вызывать пограничные состояния и быть объектом роковых страстей? Известны ли случаи попытки самоубийства из-за Мазуренко? Существуют ли сплетни о личной жизни Японца? Кто был свидетелем эмоциональных сцен между Кампанийцем и Викой Газинской?

«Отстраненный пиарщик» – новый тип рокового мужчины. И можно ли иметь с ним отношения где-либо кроме социальных сетей нам предстоит узнать в следующем десятилетии.