Первые контроллеры для видеоигр появились в семидесятых годах прошлого века. Но на самом деле, история джойстика началась еще в начале XX века. В 1907 году был зарегистрирован патент на рукоять управления самолетом, которую можно считать прародителем компьютерного джойстика. Точность управления резко повысилась, когда в контроллерах начали использоваться потенциометры, регистрирующие силу и интенсивность нажатия. Именно тогда, контроллеры начали использоваться в авиасимуляторах. Оттуда технология манипуляторов проникла в технологичную среду компьютерных игр.
Первый игровой джойстик был изобретен создателем Magnavox Odyssey Ральфом Баером в 1967 году. Первый джойстик с кнопкой стрельбы (англ. fire button) был создан компанией Sega в 1969 году для аркадной машины «Missile».
Логическое развитие джойстика привело к тому, что стандартный контроллер с ручкой управления уже не удовлетворял растущие потребности игровых вселенных. Набор кнопок вкупе с крестообразным контроллером легко заменял собой привычный манипулятор, позволяя расширить возможности передвижения в виртуальном пространстве.
В начале нынешнего столетия практически все геймпады, предназначенные для использования с персональными компьютерами, получили столь привычный для пользователей USB-интерфейс, разработанный в 1996 году. Смена интерфейса стала настоящим прорывом в развитии игровых устройств, позволив значительно увеличить скорость работы джойпадов, разгрузить слабый по тем временам центральный процессор и убрать ограничение на максимальное количество используемых кнопок.
Фотографии Ксавьера Ласпьера: www.jlaspiur.com