Неизвестные самолеты и вертолеты СССР: 5 разработок вне серийного производства
В погоне за превосходством в воздухе, в СССР постоянно шла работа над смелыми проектами летательных аппаратов. Некоторые из них на голову превосходили все существующие аналоги, но когда дело доходило до оценки реальной серии, появлялись проблемы себестоимости, доводки до ума и сложностей в производстве.
Ракетоплан РП-318
РП-318 вышел в тесты с чертежей Сергея Королева в конце 1930х годов. Это был первый летательный аппарат с реактивным двигателем. Планов по серийному производству РП не было, но многие из конструктивных особенностей легли в основу корпусов ракет и реактивных двигателей будущего.
Ка-22
В конце 50х годов прошлого века армия СССР очень хотела заполучить винтокрылую машину, сочетавшую в себе удобство взлета и посадки вертолета со скоростью и дальностью самолета. Работу поручили бюро Камова, которое в 1960 году показало проект Проект X, получивший серийный индекс Ка-22.
Характеристики прототипа были внушительными: в 1961 году Ка-22 установил рекорд скорости в классе, показав крейсерскую скорость 356 километров в час. Обратной стороной стала сложность в управлении машины. Поэтому военные отдали предпочтение простым в обращении разработками Миля.
ВВА-14
Примерно в это же время конструкторы СССР начали работу над действующим прототипом амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14.
Рабочий экземпляр осуществил первый полет в 1972 году, но оставались нерешенными сложности со взлетом и посадкой. Ждать завершения работ власти не захотели и проект был свернут.
А-57
В рамках А-57 конструктор Роберт Бартини в 1957 предполагал создание целого семейства различных типов реактивных гидросамолетов-амфибий, способных взлетать как с воды, так и со снега.
Расчетная максимальная скорость самолета составляла 2500 км/ч, практический потолок около 20 километров, а дальность полета 15000 км. Предполагались модификации даже с ядерным двигателем. Прорывные идеи разбились о цену и сложности в создании.
Ил-102
Экспериментальный штурмовик Ил-102 силуэтом походил на ранее запущенный в производство Ил-40. Собственно, он был его глубокой переработкой: был переработан конструктив реактивных двигателей и модернизирована бортовая оружейная платформа. Первый полет модель совершила в 1982 году, но с распадом СССР проект законсервировали.
В 2005 году опытный образец Ил-102 был покрашен и установлен как музейный экспонат.