Модная Британия: Carnaby Street, часть I

Шоппинг-гид по Cвингующему Лондону 60-х.

28 Январь
-

Шестидесятые сыграли революционную роль в развитии британской и мировой модной индустрии, заложив основу стиля на многие десятилетия вперед. Английская столица переживала тогда необычайный подъем концептуального стрит-ритейла – появлявшиеся здесь один за другим магазины стали первопроходцами бутикового формата, проявляя чудеса фантазии и изобретательности в борьбе за притязательные вкусы покупателей со всех концов света. Сердцем и идейным вдохновителем этого процесса стала небольшая улица в богемном лондонском районе Сохо - Carnaby Street. Мы обработали множество уникальных материалов, чтобы окунуть вас в потрясающую атмосферу лучших бутиков Карнаби той поры.

 

Carnaby The Great — По направлению к славе

Рождественские декорации на Carnaby St., декабрь 1967



Карта дислокации бутиков на лондонской Carnaby St., журнал Rave, апрель 1966

 

John Stephen — «The King Of Carnaby Street»

У каждого королевства должен быть король. Для Карнаби таким человеком стал английский предприниматель Джон Стивен - главный герой одной из наиболее значимых документальных книг о моде Свингующей Британии - "John Stephen - The King of Carnaby Street". Родившись в 1934 году в Глазго, Джон переехал в Лондон 18-летним юношей и сразу же связал карьеру с fashion бизнесом. В 56-м совместно с партнером Биллом Френксом (партнером во всех смыслах: Джон Стивен - гомосексуалист) открыл в Сохо свой первый магазин, став первым, кто привез из-за океана в UK джинсы Levis. Однако спустя всего год пожар уничтожил прежнее помещение, и молодые люди, не долго думая, перенесли свое предприятие на соседнюю улицу - Карнаби стрит.

В то время абсолютно ничего здесь не говорило о модной революции, центром которой ей предстояло стать десятилетием позднее: магазин Стивена "His Clothes" окружали табачные лавки и офис Центральной энергетической компании. Он выкрасил витрины в желтый цвет, крутил попсовую музыку и продавал то, что сегодня принято называть "fast fashion", ориентируясь на доминировавший тогда в Европе немного приторный итальянский стиль. Постепенно времена менялись, и в конце 50-х с появлением дендизма и зарождением мод культуры изменилась и концепция His Clothes, переориентированного на так называемый Эдвардианский стиль ранних Тедди Боев.

Бутик His, Лондон, начало 60-х

Одним из клиентов магазина был тогдашний лидер лондонских модов Марк Фелт (в будущем - фронтмен известной английской фолк-рок группы T.Rex) - лучшей рекламы и представить было нельзя. Ассортимент "His Clothes" составляли ультрамодные по тем временам легкие брюки-чиносы, разноцветный деним, приталенные, розового и цвета павлиньего пера мужские рубашки с воротником "таб".

Маркетинговая стратегия заключалась в том, чтобы наряжать в свои вещи популярных в тусовке персонажей, одевавшихся как звезда сериалов Джеймс Дин и другие. Если же речь заходит о Дине, то куртка Харрингтон подразумевается сама собой. Вместе с классической рубашкой поло и тонким V-образным свитером она составляла бессменный комплект демократичного по цене и не выходящего из моды базового casual лука от His.

Бутик His, Лондон, конец 60-х

К 59-у году Стивен владел уже четырьмя бутиками на Карнаби, включая "Mod Male", "Domino Male" и "Male W1". Секрет такого успеха был прост: оригинальный стиль и селебрити, одевавшиеся в его магазинах, такие, например, как Клифф Ричард, один из первых английских рок-н-рольщиков - король британских чартов тех лет. Позднее, в начале 60-х к нему присоединились мод-идолы в лице легендарных групп The Kinks и The Small Faces, а также The Rolling Stones и, конечно, The Beatles.

Мужской бутик Джона Стивена Male West Wone (W1), Лондон, 1966

Мужской бутик Джона Стивена Male West Wone (W1), Лондон, 1966

Мужской бутик Джона Стивена Male West Wone (W1), Лондон, 1964

Еще одна причина популярности магазинов Стивена заключалась в их доступности. Он нес моду в массы, продавая костюмы по 10 фунтов, в то время как его среднестатистический целевой покупатель зарабатывал 16 фунтов в неделю. "Каждый раз, когда ты проходил мимо магазина Джона, что-нибудь обязательно привлекало тебя в витрине, и когда ты смотрел на цену, то понимал, что можешь себе это позволить" - пишет журналист Ник Кох. Росту посещаемости бутиков Джона Стивена также способствовали несколько популярных молодежных телепередач, снимавшихся в его магазинах.

Мужской бутик Джона Стивена Male West Wone (W1), Лондон, 60-е

Такими темпами к концу 66-го империя Стивена насчитывала около четырнадцать бутиков на одной только Карнабит, пополнившись женским магазином "TreCamp", открытым в только что выкупленном помещении по соседству с "Domino Male". Чуть-чуть позднее магазины объединили, разграничив мужской и женские залы, оформили общую витрину, но названия осталось два.

Парный бутик Джона Стивена Domino Male / TreCamp, Лондон, конец 60-х

Парный бутик Джона Стивена Domino Male / TreCamp, Лондон, конец 60-х

В это же время появился мужской флагман John Stephen, продававший одежду и обувь под одноименным брендом. В 1967 году Джон Стивен начал производить и женскую одежду, которую носили такие иконы стиля как Элизабет Тейлор, Марлен Дитрих и Софи Лорен. К тому моменту Стивен был мультимиллионером, владея многочисленной недвижимостью, включая виллы в Каннах, Марбелье и Лондоне.

Джон Стивен, его RR и именной флагманский магазин, Лондон, февраль 1964

Девушка принаряжается в магазине John Stephen, Лондон, май 1964

Роллинги Мик Джаггер и Кит Ричардс принарядились в John Stephen, Лондон, 1965

Модные лондонские дамы прогуливаются по Carnaby St., Лондон, 1965

Роскошный экипаж у входа в John Stephen и Роллс Ройс ожидают высоких господ, Лондон, конец 60-х

В начале 70-х его компании стала публичной, но в середине декады экономический кризис ударил по ее финансовой стабильности, и в 75-м Стивен продал ее и ушел из модного бизнеса, передав свои архивы в национальный музей Виктории и А́льберта в Лондоне - крупнейший в мире музей прикладного искусства и дизайна. "Я был ровесником в светской тусовке и увлекался музыкой, и я просто дал им ту одежду, которой им не хватало для завершения образа" - написал Джон Стивен в своей автобиографии.


Lord John – 1963-1970

Бутик Lord John был открыт в 1963 году братьями Уореном и Дэвидом Голдами – его название стало предметом судебной тяжбы с "королем Карнаби стрит" Джоном Стефеном, которого большинство источников ошибочно именуют основателем LJ. Но дело отнюдь не только в названии, - к слову, авторам в итоге удалось его отстоять. Продвигаемый Лордом Джоном стиль необычайно стремительно завоевал симпатии взыскательной лондонской мод-тусовки, что было невиданным достижением для людей, ранее абсолютно неизвестных в фэшн кругах.

Роллинг Кит Ричардс на фоне бутика Lord John в только что купленном у конкурентов костюме, 1964

Девушки из высшего общества проходят мимо черно-белой мозаики на углу Lord John, Лондон, 1967

Типичное для Carnaby St. столпотворение у входа в Lord John, Лондон, 1965

Данный успех, однако, не был лишь случайным стечением обстоятельств: безошибочное чутьё на тренды неоднократно возводило Lord John на пьедестал Свингующего Лондона. Несомненно, именно оно подсказало братьям Голд привлечь для оформления фасада над витринами LJ одного из самых модных графиков-психоделистов Британии 60-х Дэвида Вогана, в ту пору находившегося лишь на старте своей звездной карьеры. Нарисованное Воганом в 1967 году граффити стало визитной карточкой магазина, облетев ведущие глянцевые издания по всему миру.

Знаменитое граффити Дэвида Вогана, Лондон, 1967

Мини купер и мини-юбка, Лондон, 1969

Среди рядовых модернистов Lord John считался настоящей меккой – и это не удивительно, ведь за сценическими и повседневными образами сюда регулярно наведывались такие гуру и трендссеттеры мод-движения как The Small Faces, The Who и The Rolling Stones. Слава о Lord John перешагнула и за океан: в 1967 году во время визита в Королевство знаменитого американского поп-рок квартета The Monkees барабанщик и вокалист Микки Доленц специально построил маршрут группы от гостиницы до концертной площадки через Carnaby, чтобы купить шесть костюмов в бутике Лорд Джон.

Эпатажный британский диск-жокей Джимми Сэвил примеряет мини-юбку, ловя  на себя удивленные взгляды, 1967

Ассортимент магазина составляли не только выпускаемые под одноименным брендом прилегающие костюмы с узкими лацканами итальянского пошива, боготворимые модами, но и эпатажные мужские рубашки с вычурными принтами в духе Вудстока, олдскульные лыжные свитеры, замшевые блейзеры, деним и вельвет.

Лидер мод-сцены Стив Марриот из The Small Faces примеряет розовый пиджак от Lord John, 1966

The Small Faces в полном составе, фотосессия для Lord John, Лондон, 1966

К концу десятилетия братья Голд владели восьмью лондонскими магазинами, включая LJ, однако увеличившиеся требования к объемам производства со стороны фабрик, переориентированных на брендовые бутики люксового сегмента, вкупе с сокращением спроса как результатом упадка мод культуры постепенно вытеснили с топовых торговых улиц магазины прежнего формата, и в 1970 году Lord John был закрыт.

За семь лет своего существования этот магазин стал не только подлинной иконой Carnaby street, но поистине знаковым явлением эпохи 60-х как культурного и социального феномена, оказавшего существенное влияние на моду и стиль последующих десятилетий.

 

GEAR — 1964-1975

Основанный известным в области фэшн индустрии лондонским предпринимателем Томом Салтером, бутик Gear (с англ. - шмотки) открыл свои двери в 1964 году под управлением завсегдатаев светских хроник Яна Грея и его супруги Анны.

Черпая вдохновение в эстетике Викторианской эпохи и французском ответвления модерна ар-нуво, Gear обыгрывал в своем дизайне причудливые иллюстрации на мотив британской медицины конца XIX века, с ее рецептами на канабис и кокаин, напоминающими театральные афиши, а также старинные рекламные постеры женских корсетов и наивный стиль лондонских кокни из благотворительного общества Жемчужные короли и королевы, украшавших свою одежду перламутровыми пуговицами.

Витрина бутика Gear - на Карнаби как всегда многолюдно, 1966

Директора Gear супруги Ян и Анны Грей в костюмах, украшенных перламутровыми пуговицами, 1966

Gear был не только магазином, но и своего рода тусовочной площадкой для модной столичной публики, где, в частности, проходила вечеринка по случаю премьеры популярного сатирического фильма о Свингующем Лондоне «Smashing Time» (потрясающее время) английского сценариста и актера Джорджа Мэлли. Здесь также устраивались торжества, посвященные выходу исторической книги Салтера «Carnaby Street» - ныне раритетному и коллекционному изданию по 200 фунтов за штуку.

Необычное платье с широким воротником и пристяжным жилетом - дизайн и производство Gear, 1966

Хиппи, моды, денди - танцуют все, 1965

Впрочем, мода в Gear не ограничивалась лишь хипповыми нарядами. В мужской части магазина можно было обзавестись приталенным клетчатым пиджаком, лаконичным и изящным макинтошем, облегающей мужской рубашкой polka-dot, узким, mod-look галстуком пейсли или бежевым тренчем.

Певец Том Джонс принаряжается в Gear, апрель 1966

 

MATES by Irvine Sellars — 1964-1973

Бутик Mates ( англ. - приятель), один из зачинателей модной революции Swinging Sixties, открылся на Карнаби в 1964 году. Из воспоминаний Элизабет Селлар:

"Когда мы открылись, здесь и не пахло модой - нас окружала прачечная и продуктовые лавки, но уже тогда на улице стаял непрекращающийся гул из сотен голосов. Мой муж Ирвин владел магазином мужской одежды на Gerrard Street, и в один прекрасный день я сказала ему: тебе следует обратить внимание на эту улицу, там не протолкнуться. Он выкупил у нескольких владельцев их магазинчики и открыл вместо них бутик Irvine Sellar Menswear.

Два расположенных в одном доме бутика Ирвина Селлара - именной и Mates с другой стороны, 1968

Однажды я спросила у него, могу ли я продавать женскую одежду в подвале дома 27, так и появился Mates. Один из моих друзей работал в модельном агентстве Playmates model - отсюда и название магазина.

Дела шли в гору: ты никогда не могу иметь достаточно товара - сметалось буквально все. Например, французы очень любили шотландские мини-килты. Мы забивали ими склад, но через неделю уже ничего не было. Они были такими короткими, что некоторые люди спрашивали - это юбки или ремни? Знаменитости бывали у нас чуть ли ни каждый день, но это не было сложным психологическим моментом как сегодня. К нам приходили люди разных возрастов и социальных положений - со всеми мы быстро находили общий язык.

Вход и витрины Mates традиционно оформлены очень эффектно, 1968

У нас всегда царила непринужденная атмосфера. Однажды нас посетила Бетти Дэвис (в 1999 году Американский институт кино поставил её на второе место в списке величайших актрис в истории Голливуда) и спросила: "У вас есть что-нибудь 16-го размера?" Из магазина она вышла с набитыми пакетами. На следующий день за свитерами к нам пришла Нэнси Астор (первая женщина, ставшая депутатом Палаты общин - нижней палаты британского парламента). Завтра ты, например, мог встретить в Mates дочь 17-го президента США Джонсона, болтающей с кем-нибудь из поп звезд.

Классика, включая галстук, - обязательный фирменный стиль консультантов в Mates, 1968

У нас бывали The Rolling Stones, The Monkees, The Beach Boys. они часто говорили мне: "Если включите сегодня вечером Top of the Pops (знаменитая музыкальная передача BBC), я буду выступать в вашей рубашке".

Воздух был словно наэлектрилизован - невероятное время. Наши дети часто просили меня рассказать об этом, но я с трудом могла подобрать слова - нужно было быть там, чтобы это почувствовать.

80% нашего ассортимента мы придумывали и производили собственными силами в Ист-Энде (восточном Лондоне) и на нашей небольшой фабрике в Килбёрне (территория на северо-западе Лондона). Как-то к нам пришел красивый 17-летний юноша и принес несколько эскизов мужских пиджаков. Мы произвели по 20 штук каждого дизайна и повесили в Mates. Через несколько дней их уже не было. Этого мальчика звали Ричард Кэринг (ресторатор, мультимиллионер из британского списка Форбс).

Это было время абсолютной свободы, случиться могло все, что угодно. Я помню как однажды Том Джонс (знаменитый британский блюзмен и соул музыкант) прогуливался по Карнаби с гепардом, рекламируя открытие своего магазина Tom Cat. Тогда не было кредитных карт, и если человек захотел какую-нибудь вещь, которую не мог себе позволить, он из кожи выпрыгивал, и в итоге заполучал её. Я помню, как молодые люди оставляли нам в залог свои вещи, например, серебряную фляжку и говорили: "Отложите для меня этот пиджак, я скоро вернусь с деньгами" - потрясающие, незабываемые годы!"

Том Джонс и английская актриса Кристин Спунер ведут гепарда на открытие магазина Tom Cat, 1 января 1970

 

Lady Jane — 1966-1971

Открытый в мае 1966 года Гарри Фоксом и Генри Моссом на месте бывшего молокозавода, бутик Lady Jane стал первым полностью женским магазином на Карнаби Стрит. Это был новомодный, в духе глянца бутик, в чем-то копировавший на старте позиционирование другого знаменитого магазина тех лет - Лорда Джона.

Витрины Lady Jane - коллаж хипповых предметов одежды, 60-е

Lady Jane - модницы-красотки на шоппинге, 60-е

Впервые Леди Джейн привлек к себе всеобщее внимание, поместив в витрины полуголых моделей в нижнем белье, позировавших толпе зевак и журналистов. По тем временам эта была крайне вызывающая акция, которую, на руку её устроителям, активно растиражировали британские таблойды. "В тот день меня арестовали, и суд назначил штраф два фунтов. Я был уверен, что мне вменяют непристойное поведение, но, по-видимому, суд был так неловко озадачен, что в приговоре значилось "за перегораживание улицы" - вспоминает Мосс в одном из своих интервью.

Lady Jane - откровенный показ нижнего белья в витрине, май 1966

Откровенный показ нижнего белья в Lady Jane, глаз не оторвать, май 1966

Скандальная репутация всегда сопровождала Lady Jane, не устававшего шокировать консервативную общественность. В конце 60-х самой громкой стала акция, когда английская актриса Одри Уотсон, по просьбе магазина, разрисовала краской моделей топлесс напротив входной двери посреди улицы. Учитывая подобную славу, весьма неоднозначную реакцию в Британии вызвала линия откровенных женских нарядов Lady Jane, украшенных брошками в виде фамильных гербов старинных знатных английских родов. Мы популяризируем историю Англии во всем мире - лукаво парировали создатели магазина в заметке The Times от 69-го года.