50 лет назад в СССР поставили на поезд реактивный двигатель и проверили, с какой скоростью может двигаться такой состав
В конце 60-х годов партия поставила перед инженерами колоссальную задачу: создать сверхскоростной поезд, предназначенный для маршрута из Москвы в Ленинград. Прежде чем приступить к процессу проектирования, требовалось провести тщательные тесты, оценивая базовые характеристики рельсов при высоких скоростях. Именно в 1971 году инженеры КБ Яковлева принялись за эту амбициозную задачу, решив установить на специальный поезд реактивные двигатели, взятые с самолета, чтобы проверить его максимальную скорость.
Этот экспериментальный состав был задуман исключительно для тестирования, и инженеры решили упростить процесс, используя серийный головной вагон ЭР22, оснащенный пневматической рессорной подвеской, как базовую модель. На его носовую часть установили специальную обтекаемую накладку, а два турбореактивных двигателя АИ-25 от Як-40 с тягой 1500 кгс были устроены над кабиной машиниста.
В ходе эксплуатации стало ясно, что реактивные двигатели приводили к крайнему перегреву кабины машиниста, доводя ее до температурного кипения металла. Данную проблему решали, установив специальный экран из высокотемпературной стали, который помогал машинисту чувствовать себя комфортнее. Внутри вагона разместили полноценную лабораторию с различными измерительными приборами.
Наконец, состав отправили на прямой участок Приднепровской железной дороги. Машинист активировал реактивные двигатели, и поезд достиг рекордных 274 км/ч.
Однако стало ясно, что мощные реактивные струи серьезно повреждали железнодорожное полотно, что привело к окончательному отказу от проекта. В настоящее время экспериментальный поезд СВЛ находится в одном из музеев машиностроения.