Откуда взялись рождественские монстры

29 Декабрь
-

Для кого-то Рождество это не только елки и Санта-Клаус, но и возможность повстречаться с настоящей нечистой силой. Главными представителями потустороннего мира являются рождественские монстры — уникальное культурное явление, типичное для некоторых стран Европы. Это явный рудимент языческого прошлого, в котором люди жили бок о бок с существами из другой реальности, где было место мистике и волшебству.

  • Старые демоны

    Многие районы Европы сохранили в себе следы культуры, которая распространилась тут задолго до прихода христианства. Многие традиции со временем смешались с христианскими обычаями, создав новые причудливые культурные формы. Как и во всей Европе, рождественским дарителем тут стал Святой Николай или Николай Чудотворец в православной традиции. В Европе он со временем превратился в Санта-Клауса.

    Сохранился в народной памяти и демон Крампус — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца. Вид этого существа и его название меняется в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности.

  • Опознание

    Несмотря на то, что Крампус — персонаж собирательный, в изображениях рождественских монстров есть общие характеристики. Демон покрыт шерстью, обычно бурой или черной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заостренный язык. Часто Крампус несет цепь, что является символом оков, которыми христианство приковало дьявольские силы.

  • Помощники

    В зависимости от региона, к команде рождественских монстров примыкали и другие деятели потустороннего мира. Главное место среди них занимали ведьмы самого различного вида. Впрочем, на роль монстров отлично подходили и истории о реальных похитителях детей. Так, во Франции детей пугали историями об известном серийном убийце и мяснике Пьере Футарде, которого называли Дядюшка Волк.

  • Эллинские родственники

    Упоминания о звероподобных существах, которые не прочь похитить ребенка, имеются еще в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции, католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Святого Николая.

  • Педагогический мотив

    Монстры сопровождают Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их — тем самым, они действуют в противовес рождественскому деду, который раздает подарки хорошим детям. Считается, что когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море. С собой рождественские монстры носят пучок розог, которыми стегают непослушных детей. Крампус отдает свои розги семье, в которую приходит, и затем они остаются в доме на видном месте на протяжении всего года как напоминание детям вести себя хорошо.

  • Демоноборчество

    В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. Национал—социалисты попросту запретили использование образа зимних демонов. В 50-е годы правительство даже распространяло памфлеты на тему «Крампус — порождение зла». Однако, по мере того, как европейцы становились все более светскими, традиция понемногу вернулась.

  • Славянские монстры

    В славянской демонологии на роль рождественских монстров отлично подошла так называемая нечисть — лешие, черти, упыри и кикиморы всех мастей. Особенно языческое наследие в праздновании Рождества дает о себе знать в традиции колядок, когда ряженые люди выходят на улицы и пугают встречных. Похищение чертом — распространенный рождественский обычай, который использовали на территории от Беларуси до Сибири.