Оскар 2012: «Артист»

Оператор оскароносного фильма «Артист» Гийом Шиффман о том, как снимают черно-белое кино в 21 веке.

28 Февраль
-
Черно-белый немой «Артист» — абсолютный триумфатор последней оскаровской церемонии. Получивший 5 статуэток и номинированный еще на 5, фильм не выиграл приз за операторскую работу, но, несомненно, его заслуживал. Оператор «Артиста» Гийом Шиффман рассказал о том, как снимали самый успешный черно-белый фильм последних нескольких десятков лет. 
Кадр из фильма «Артист»
Изначально фильм снят в цвете. Черно-белое изображение было слишком четким, слишком вычищенным. Все черно-белые фильмы, которые снимают в последнее время, кажутся слишком контрастными, слишком четкими. Они не выглядят как воспоминание. Мы не хотели снять старый фильм, мы хотели сделать кино-реминисценцию на старые фильмы.
Кадр из фильма «Артист»
Кадр из фильма «Артист»
Кадр из фильма «Артист»
Мы пробовали снимать «Артиста» черно-белым с самого начала, но эффект был не тот. В результате, съемки проходили в цвете, но и с использованием специально подобранных линз. В любом случае, мы отсматривали отснятый за день материал уже в черно-белом варианте, так что через пару дней я уже видел все черно-белым.
Кадр из фильма «Артист»
Кадр из фильма «Артист»
В немых фильмах оттенки эмоций передаются светом. В начале фильма Джордж Валентин (Жан Дюжарден) находится на пике своей карьеры и абсолютно счастлив. Мы с дизайнером по свету показали это с помощью сильного контраста черного и белого. По мере того, как положение главного героя ухудшается, изображение становится все более серым и мутным. В тоже время сцены, в которых появляется главная героиня Пеппи (Беренис Бежо), карьера которой стремительно идет в гору, становятся все светлее и контрастнее. 
Кадр из фильма «Артист»
Кадр из фильма «Артист»
Кадр из фильма «Артист»
Все сцены на открытом воздухе можно было снимать только в определенное время суток, что затягивало съемочный процесс. Но снимать немой фильм в каких-то моментах удобнее — можно переговариваться с режиссером прямо на площадке, и включать музыку, чтобы прийти в нужное настроение. Это было очень важно, так как, поскольку у актеров не было реплик, оператор должен был глубоко прочувствовать настрой, чтобы правильно передать эмоции героев, он вынужден был сам стать как актер.