Место под солнцем: как загар стал модным

12 Июль
-

Мода на загар внесла свой вклад в развитие индустрии одежды, косметики, науки и медицины. Сейчас соблазн отлить себя в бронзе при жизни поставлен на верную службу туристическому бизнесу – рекламные брошюры о топовых курортах не обходятся без упоминания местных пляжей, цвета песка и невероятного солнечного заката. И когда смотришь на толпы загарающих, не возникает даже мысли о том, что еще относительно недавно все было иначе. Традиция выставлять себя под лучами солнца моложе, чем могло показаться – ей нет еще и века, поэтому при желании можно найти тех почтенных старожилов, что блюли мораль и превыше всего ценили естественную белизну. Чтобы узнать, как менялся взгляд на символизм цвета кожи, и до чего дошел прогресс в нескольких жизненно важных областях, нужно всего несколько минут.

  • Богатые и бледные. До 20-х годов прошлого века загар был признаком тяжелого и низкого труда на открытом воздухе. Мраморный цвет кожи отличал знать от простолюдинов, и добивались его самой разнообразной ретушировкой – от защитных чепцов и зонтиков до растирания лица свинцом и мышьяком. Девушки травились, но были уверены, что это работает. Методика в годы Ренессанса представляла собой и вовсе подрисовку сосудов на лице.

  • Ультрафиолет. Все изменил человек по имени Нильс Финзен. В 1903 году он получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за обнаружение полезных свойств солнечного света. Он открыл, что синтезируемый под воздействием ультрафиолетового излучения витамин D задерживает в развитии некоторые колонии бактерий. Это помогло в борьбе с такими болезнями, как волчанка и рахит.

  • Коко Шанель. Однажды модный дизайнер Коко Шанель сильно обгорела во Французской Ривьере. По прибытии в Париж цвет ее кожи сменился с воспаленно-красного на благородно-темный. Авторитет имени мадам Коко был и остается гарантом всему, к чему оно имеет отношение, и стоит ли говорить, что друзья и поклонники разом ахнули от восторга. Так загар вошел в моду, а Шанель заложила постулат: девушка должна быть загорелой.

  • Жозефина Бейкер. Париж двадцатых годов знал и другую икону стиля. Танцовщицу, певицу и актрису Жозефину Бейкер величали здесь не иначе как Черной жемчужиной, Бронзовой Венерой и Креольской богиней – экзотический цвет кожи уроженки штата Миссури сводил белых женщин Франции с ума. Бум на солнечные ванны, спровоцированный Бейкер, привел модельера Жана Пату к разработке первого масла для загара Huile de Chaldee. Так солнце стало нести не только свет, но и деньги.

  • Пляжная атрибутика.  1946 год ознаменовался появлением первых моделей бикини, позволивших подставить под солнце еще больше частей тела. Вслед за бикини на рынки выплеснулась волна косметических средств для загара, и все чаще можно было встретить загарающих с металлическим отражателем солнечных лучей. Мужской аудитории в свою очередь был предложен первый автозагар Man-Tan. В общем и целом, всю вторую половину ХХ века загар нес знамя здоровья, красоты и привилегированности, а модель Барби Malibu 1971 года своей бронзовой кожей только подтверждала этот статус.

  • Солярии. В 1970-е немецкий ученый Фридрих Вольф предпринял успешную попытку по воссозданию ультрафиолетового света искусственными способами. Изобретение было названо солярием и распространялось по миру по лицензии Фридриха. Немногим позже его брат Йорг основал компанию Cosmedisco, производящую лампы для соляриев. Свой принцип работы солярий не меняет по сей день, разве что от люминофорных ламп отходят в сторону.

  • Бронзовые восьмидесятые. Внедрение соляриев в обиход привело к тому, что искусственный загар стал одним из символов восьмидесятых годов. Фитнесс-центры и оздоровительные комплексы массово кинулись закупать кабины, а параллельно с этим развивалась индустрия специальных салонов. К 1985 году существовало около 70 предприятий и 500 дистрибьюторских фирм, сделавших из страстей по загару колоссально прибыльную жилу.

  • Рак кожи. Все хотели быть похожими на сияющие статуи, но это желание грешит своими издержками. Было установлено, что длительное воздействие УФ-лучей провоцирует рак кожи и ее интенсивное старение. Тут же всех постигло разочарование – журналы вроде Vogue уже не декларировали идеи о полезных свойствах солнечных лучей, как в 20-е, а пошли на попятную, утверждая, что быть здоровым – это не значит быть непременно загорелым.

  • Автозагар. Для косметологов открытие рака кожи стало своего рода вызовом. Те мужчины и женщины, что хотели иметь бронзовый загар, но не хотели рисковать здоровьем, прибегали к помощи муссов и масел, дающих эффект ничуть не хуже того, что достигается естественным путем. Если в Man-Tan было идеально не все, то нынешние автозагары достигли вершины реалистичности.