Жизнь, смерть и воскрешение винила

18 Январь
-

Вам, вполне вероятно, виниловая пластинка кажется приятным пережитком недавней старины, не способным конкурировать с миром современной звукозаписи. Однако, безжалостная статистика способна удивить любого адепта цифрового звука: начиная с 2005 года винил переживает настоящий ренессанс. В конце прошлого года только музыкальная индустрия США продала целых 12 миллионов пластинок. Популярные исполнители и сами ратуют за выход своих альбомов именно на этом носителе, в то время как эпоха компакт-диска окончательно ушла в прошлое. Давайте разберемся подробнее, почему мир так поддерживает этот теплый, ламповый тренд. 

  • Первооткрыватель звукозаписи

    В далеком 1857 году французский ученый, Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль, открыл метод звукозаписи, определивший будущее музыкальной индустрии на целые столетия. Французский патент описывал устройство фоноавтограф, способный зафиксировать звуковые волны на стеклянный валик со специальным покрытием из бумаги. За передачу звука отвечал огромный рупор с иглой.

  • Гений места

    Но настоящий прорыв совершил гениальный изобретатель, подаривший человечеству множество удивительных технических разработок. Томас Эдисон разработал принцип, легший в основу всех виниловых проигрывателей. Его изобретение, запатентованное как «фонограф», умело проигрывать запись с деревянных валиков, покрытых вымоченной в воске фольгой. Носитель был очень несовершенен: малейшая деформация делала его полностью непригодным.

  • Рекордер и первый граммофон

    За доработку изобретения Эдисона взялся еще один ученый. Эмиль Берлинер посвятил несколько лет поискам подходящего материала для звуконосителей, а заодно и придумал пару новых устройств. Рекордер и граммофон моментально завоевали любовь аудиофилов всех мастей. Вместо ненадежного воска, Берлинер решил использовать цинковые пластинки: рекордер наносил на нее звуковой слепок, после чего пластинка становилась пригодной для снятия копий. Вот только снимать их было пока что не на что — на очереди встала проблема поиска подходящего к тиражированию материала.

  • Эбеновый люкс

    Перед разработчиками стояла нелегкая задача. Новый материал должен был быть недорогим и очень износоустойчивым — а это, как показывает практика, понятия часто взаимоисключаемые. Первые пластинки делались из эбонита, но он не выдерживал воздействия дневного света, вампиров же, в качестве основной целевой аудитории, звукозаписывающие компании почему-то не рассматривали. Спасением индустрии стал органический материал, шеллак.

  • Развитие индустрии

    Шеллак превосходно выполнял возложенные на него требования. Целых тридцать лет шеллаковые пластинки являлись единственным звуковым носителем во всем мире. Граммофоны и патефоны (последний вышли только в 1907 году) стали появляться не только в ресторанах и клубах, но и в гостиных рядового потребителя

  • Одна песня

    Впрочем, до совершенства было еще далеко. Одна сторона шеллаковой пластинки могла хранить только одну запись. Представьте теперь, как быстро затирается одна-единственная пластинка в доме завзятого меломана! Для увеличения срока жизни таких пластинок компании стали записывать одну и ту же композицию на каждую сторону диска, но проблемы это, конечно же, не решало.

  • Звуковой барьер

    И вот, спустя почти полвека, инженеры сумели решить и эту задачу. В 1931 году исследователи открыли способ фиксировать стереозапись на одной канавке. Теперь стереопластинка умела проигрывать целых шесть песен — невиданный прорыв. Правда, работала такая пластинка всего несколько месяцев.

  • Химия и звук

    К делу подключились химики. В 1948 году технологи разработали новый материал: с завода «Колумбия» выходит первая партия виниловых пластинок, которые были обречены править миром звука следующие несколько десятков лет.

  • Принцип звукозаписи

    Сам принцип нанесения на пластинку звука не изменялся со времен Эдисона. Рекордер преобразовывает звуковые колебания в механические. Эта информация поступает на резец, который буквально рисует изображение композиции на стальной диск. Далее, шаблон становится прародителем никелевых копий, а вот уже с них начинается тиражирование виниловых пластинок.

  • Теплый, ламповый ривайвл

    Появление компакт-диска стало ужасным ударом для всей индустрии виниловых звукозаписей. Компактные плееры были гораздо предпочтительнее огромных проигрывателей. Как ни странно, пластинки не отправились на свалку истории окончательно: любители «особенного звука» бережно хранили традиции предков. Примерно с середины двухтысячных виниловые пластинки начали переживать второе пришествие. Не последнюю роль сыграли ди-джеи, винил начали использовать для странных (но, иногда, успешных) экспериментов. Знатоки говорили о теплом, ламповом звучании любимых пластиночек — что было абсолютной правдой, поскольку запись на виниле обладает высокой детализацией и практически лишена гармонических искажений.