Танк на подводных крыльях. Секретный проект из СССР на видео

19 Октябрь
-

В 1958 году конструкторское бюро «Вымпел» разработало секретный проект «80» — скоростной тяжелый танк на подводных крыльях. Машина могла преодолевать свыше 350 километров автономно, что делало её пригодной для скрытных операций. Управлялась двумя членами экипажа и имела боекомплект для атак укрепленных берегов. Проект оценили положительно, но вскоре его засекретили.

Конструкция танка на подводных крыльях представляла собой комплекс, состоящий из двух небольших катеров и базового танка Т-54/55, которые объединялись в единую систему. Сборка этой системы занимала около 45 минут, что позволяло оперативно подготовить машину к выполнению боевых задач. Когда танк достигал берега, экипаж мог за считаные минуты отделить его от понтонов и уже через три минуты приступить к ведению боя на суше.



Танк на подводных крыльях мог развивать скорость до 60 км/ч по воде, что по тем временам было впечатляющим показателем, особенно если учесть его немалый вес. В целях снижения общей массы системы, составлявшей около 22 тонн, инженеры приняли решение уменьшить толщину брони танка, пожертвовав частично его защитой ради повышения скорости и маневренности.

Каждый из двух катеров, которые входили в состав комплекса, был оснащен мощным дизельным двигателем с мощностью 1200 лошадиных сил. Понтон имел размеры 16 метров в длину и 11 метров в ширину, крепился к танку с помощью специальных металлических крыльев-стяжек, что обеспечивало устойчивость конструкции на воде.

Первоначальная задумка проекта заключалась в том, что танк сможет вести огонь по врагу прямо с воды. Однако, во время испытаний выяснилось, что при стрельбе на плаву возникают серьезные проблемы: отдача от выстрела была настолько сильной, что крепежные стяжки не выдерживали и рвались, что привело к затоплению прототипа. К счастью, это случилось на мелководье, и мехводу удалось вывести машину на берег, избежав серьёзных потерь.

В 1967 году испытания проекта «80» признали успешными, однако спустя три месяца было принято решение о засекречивании всей программы. Серийное производство танков на подводных крыльях так и не началось, и проект остался на стадии экспериментальной разработки.

В последующие годы от подобной концепции отказались, так как её реализация оказалась слишком сложной и рискованной. Современные технологии позволяют гораздо проще и безопаснее доставлять танки к прибрежным зонам с помощью понтонов или десантных катеров, что делает использование сложных систем на подводных крыльях нецелесообразным.